1. Внешние признаки психологических свойств человека (особенности ношения одежды, обуви, походка, манера говорить, жестикуляция, мимика, особые приметы и т.д.).
2. Психологические особенности образа жизни человека (характеристика занятий, отношения к ним, способов удовлетворения потребностей).
3. Особенности проведения досуга.
4. Круг общения (с кем и как часто общается).
5. Статус в ролевом поведении человека в системе общения.
6. Характер принимаемых решений.
7. Конкретные поступки.
Для составления психологического портрета надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности) личности:
а) мимика, жесты, темпо интонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
б) содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
в) лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
г) произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
д) жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).
Объективность психологического портрета может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека.
Поэтому обучающийся аудиовизуальной психодиагностике должен активно «зондировать» объект с целью вызова скрытых психологических реакций.
Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия на других людей (сильный или слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
6) возможный надлом;
7) психическое состояние;
8) наличие комплекса неполноценности;
9) склонность к депрессии.
Следует подчеркнуть, что при психологической идентификации человека мы часто встречаемся с маскировочным поведением, нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями.
Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации и ее отдельным элементам.
Поэтому обучающийся должен овладеть умением размышлять за другое лицо, сочетая это с анализом собственных рассуждений. Он как бы «погружается» в своего партнера, встает на его позицию, примеряет на себя его «маску», изучает «Я-концепцию» другого человека, чтобы понять, как данный субъект видит себя, представляет свои достоинства и недостатки, свое отношение к ситуации.
При беседе важно поставить перед собой ряд вопросов («О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека?»; «Какую роль он пытается играть?»; «Почему именно эту роль?») Психологическая идентификация состояния наблюдаемого человека, его взволнованности, страха, тревоги, злости, спокойствия осуществляется наблюдением за выражением лица, глаз, жестами и позой, темпо-интонационными особенностями голоса, паузами речи.