Структура психологического портрета


1. Внешние признаки психологических свойств человека (особенности ношения одежды, обуви, походка, манера говорить, жестикуляция, мимика, особые приметы и т.д.).
2. Психологические особенности образа жизни человека (характеристика занятий, отношения к ним, способов удовлетворения потребностей).
3. Особенности проведения досуга.
4. Круг общения (с кем и как часто общается).
5. Статус в ролевом поведении человека в системе общения.
6. Характер принимаемых решений.
7. Конкретные поступки.

Для составления психологического портрета надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности) личности:
а) мимика, жесты, темпо интонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
б) содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
в) лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
г) произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
д) жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

Объективность психологического портрета может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека.

Поэтому обучающийся аудиовизуальной психодиагностике должен активно «зондировать» объект с целью вызова скрытых психологических реакций.

Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия на других людей (сильный или слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
6) возможный надлом;
7) психическое состояние;
8) наличие комплекса неполноценности;
9) склонность к депрессии.

Следует подчеркнуть, что при психологической идентификации человека мы часто встречаемся с маскировочным поведением, нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями.

Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации и ее отдельным элементам.

Поэтому обучающийся должен овладеть умением размышлять за другое лицо, сочетая это с анализом собственных рассуждений. Он как бы «погружается» в своего партнера, встает на его позицию, примеряет на себя его «маску», изучает «Я-концепцию» другого человека, чтобы понять, как данный субъект видит себя, представляет свои достоинства и недостатки, свое отношение к ситуации.

При беседе важно поставить перед собой ряд вопросов («О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека?»; «Какую роль он пытается играть?»; «Почему именно эту роль?») Психологическая идентификация состояния наблюдаемого человека, его взволнованности, страха, тревоги, злости, спокойствия осуществляется наблюдением за выражением лица, глаз, жестами и позой, темпо-интонационными особенностями голоса, паузами речи.

Ключевые слова: Личность
Источник: Ушатиков А.И., Аудиовизуальная психодиагностика
Материалы по теме
Теории личности в зарубежной психологии
Карпов А.В., Общая психология
Диспозиционный подход
...
Возрастные особенности коммуникативных свойств личности
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности
Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация
Структуры индивидуальности и личности
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Пассивно агрессивная личность
Клиническая психиатрия
Волевые качества личности
Ильин Е.П., Психология воли
Классификация индивидуальных жизненных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий