Структура психологического портрета


1. Внешние признаки психологических свойств человека (особенности ношения одежды, обуви, походка, манера говорить, жестикуляция, мимика, особые приметы и т.д.).
2. Психологические особенности образа жизни человека (характеристика занятий, отношения к ним, способов удовлетворения потребностей).
3. Особенности проведения досуга.
4. Круг общения (с кем и как часто общается).
5. Статус в ролевом поведении человека в системе общения.
6. Характер принимаемых решений.
7. Конкретные поступки.

Для составления психологического портрета надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности) личности:
а) мимика, жесты, темпо интонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
б) содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
в) лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
г) произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
д) жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

Объективность психологического портрета может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека.

Поэтому обучающийся аудиовизуальной психодиагностике должен активно «зондировать» объект с целью вызова скрытых психологических реакций.

Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия на других людей (сильный или слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
6) возможный надлом;
7) психическое состояние;
8) наличие комплекса неполноценности;
9) склонность к депрессии.

Следует подчеркнуть, что при психологической идентификации человека мы часто встречаемся с маскировочным поведением, нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями.

Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации и ее отдельным элементам.

Поэтому обучающийся должен овладеть умением размышлять за другое лицо, сочетая это с анализом собственных рассуждений. Он как бы «погружается» в своего партнера, встает на его позицию, примеряет на себя его «маску», изучает «Я-концепцию» другого человека, чтобы понять, как данный субъект видит себя, представляет свои достоинства и недостатки, свое отношение к ситуации.

При беседе важно поставить перед собой ряд вопросов («О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека?»; «Какую роль он пытается играть?»; «Почему именно эту роль?») Психологическая идентификация состояния наблюдаемого человека, его взволнованности, страха, тревоги, злости, спокойствия осуществляется наблюдением за выражением лица, глаз, жестами и позой, темпо-интонационными особенностями голоса, паузами речи.

Ключевые слова: Личность
Источник: Ушатиков А.И., Аудиовизуальная психодиагностика
Материалы по теме
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Представления о личности
Платонов К.К., Занимательная психология
Формирование и развитие личности
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Внутриличностные конфликты и невроз
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Процесс социализации личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Последствия внутриличностных конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий