Управление качеством в проектной среде

В проекте изначально заданы ограничения по срокам, стоимости и качеству. Соответственно, подход к качеству отрицает непрерывное совершенствование.

В соответствии с Национальными требованиями к компетентности (НТК) менеджеров проектов в России, Управление качеством в проекте (Project Quality Management) - раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.

Такой подход должен гарантировать, что:
• заявленные потребности заказчика поняты и удовлетворены;
• оценены потребности других участников проекта;
• в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.

НТК также определяют область знаний, минимально необходимых менеджеру проекта.

Процесс управления качеством в проекте, по НТК, включает: Концепцию управления качеством в проекте:
• Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
• Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила);
• Требования к системе управления качеством;
• Утверждение концепции.

Планирование управления качеством в проекте:
• Уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
• Определение списков объектов контроля в проекте;
• Описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;
• Определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
• Разработка процедур управления качеством и их описание;
• Выбор методов и средств контроля и оценки качества;
• Разработка плана управления качеством в проекте, описывающего, систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.

Организация и осуществление контроля качества в проекте:
• Организация и осуществление управления качеством в проекте;
• Техническая поддержка контроля качества;
• Контроль качества в проекте;
• Формирование отчетов для оценки выполнения качества.

Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:
• Сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
• Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
• Техническая оценка качества продукта проекта;
• Процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
• Формирование списка отклонений;
• Определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
• Решение о промежуточной приемке;
• Уточнение списков контроля объектов;
• Корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
• Документирование изменений.

Завершение управления качеством в проекте:
• Сводная оценка качества результатов проекта;
• Решение о завершающей приемке;
• Список замечаний и претензий по качеству;
• Разрешение спорных вопросов и конфликтов;
• Оформление документации и архива;
• Анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.

Проектный институт управления (Project Management Institute, PMI), США, предлагает рассматривать процесс управления качеством проекта как три подпроцесса с наиболее часто встречающимися входами, средствами и выходами.

Планирование качества в проекте фактически означает определение стандартов, релевантных проекту и того, как им следовать.

Обеспечение качества направлено на поддержание и улучшение качества результатов проекта в рамках его сроков, базовым критерием остается соответствие стандартам.

Контроль связан с мониторингом результатов для определения их соответствия заявленным стандартам и определение способов устранения неудовлетворительного хода проекта.

В первом параграфе мы рассмотрели сочетание «стоимость-качество-cроки] поставки» и показали опыт предприятий по их одновременному сокращению. В проектной среде такая ситуация будет возможна лишь в том случае, когда заказчик и исполнитель - одна и та же организация. В ином случае исполнитель не будет заинтересован в снижении бюджета проекта. Тем не менее, опыт, накопленный проектной организацией с учетом принципов кайдзен и «точно-в-срок» может позволить в дальнейшем преуспевать в сроках и качестве выполняемых проектов.

Источник: 
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005