Управление качеством в проектной среде

В проекте изначально заданы ограничения по срокам, стоимости и качеству. Соответственно, подход к качеству отрицает непрерывное совершенствование.

В соответствии с Национальными требованиями к компетентности (НТК) менеджеров проектов в России, Управление качеством в проекте (Project Quality Management) - раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.

Такой подход должен гарантировать, что:

  • заявленные потребности заказчика поняты и удовлетворены;
  • оценены потребности других участников проекта;
  • в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.

НТК также определяют область знаний, минимально необходимых менеджеру проекта.

Процесс управления качеством в проекте, по НТК, включает:
Концепцию управления качеством в проекте:

  • Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
  • Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила);
  • Требования к системе управления качеством;
  • Утверждение концепции.

Планирование управления качеством в проекте:

  • Уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
  • Определение списков объектов контроля в проекте;
  • Описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;
  • Определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
  • Разработка процедур управления качеством и их описание;
  • Выбор методов и средств контроля и оценки качества;
  • Разработка плана управления качеством в проекте, описывающего, систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.

Организация и осуществление контроля качества в проекте:

  • Организация и осуществление управления качеством в проекте;
  • Техническая поддержка контроля качества;
  • Контроль качества в проекте;
  • Формирование отчетов для оценки выполнения качества.

Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:

  • Сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
  • Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
  • Техническая оценка качества продукта проекта;
  • Процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
  • Формирование списка отклонений;
  • Определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
  • Решение о промежуточной приемке;
  • Уточнение списков контроля объектов;
  • Корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
  • Документирование изменений.

Завершение управления качеством в проекте:

  • Сводная оценка качества результатов проекта;
  • Решение о завершающей приемке;
  • Список замечаний и претензий по качеству;
  • Разрешение спорных вопросов и конфликтов;
  • Оформление документации и архива;
  • Анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.

Проектный институт управления (Project Management Institute, PMI), США, предлагает рассматривать процесс управления качеством проекта как три подпроцесса с наиболее часто встречающимися входами, средствами и выходами.

Планирование качества в проекте фактически означает определение стандартов, релевантных проекту и того, как им следовать.

Обеспечение качества направлено на поддержание и улучшение качества результатов проекта в рамках его сроков, базовым критерием остается соответствие стандартам.

Контроль связан с мониторингом результатов для определения их соответствия заявленным стандартам и определение способов устранения неудовлетворительного хода проекта.

В первом параграфе мы рассмотрели сочетание «стоимость-качество-cроки] поставки» и показали опыт предприятий по их одновременному сокращению. В проектной среде такая ситуация будет возможна лишь в том случае, когда заказчик и исполнитель - одна и та же организация. В ином случае исполнитель не будет заинтересован в снижении бюджета проекта. Тем не менее, опыт, накопленный проектной организацией с учетом принципов кайдзен и «точно-в-срок» может позволить в дальнейшем преуспевать в сроках и качестве выполняемых проектов.

Источник: 
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Оставить комментарий