Управление качеством в проектной среде

В проекте изначально заданы ограничения по срокам, стоимости и качеству. Соответственно, подход к качеству отрицает непрерывное совершенствование.

В соответствии с Национальными требованиями к компетентности (НТК) менеджеров проектов в России, Управление качеством в проекте (Project Quality Management) - раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.

Такой подход должен гарантировать, что:

  • заявленные потребности заказчика поняты и удовлетворены;
  • оценены потребности других участников проекта;
  • в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.

НТК также определяют область знаний, минимально необходимых менеджеру проекта.

Процесс управления качеством в проекте, по НТК, включает:
Концепцию управления качеством в проекте:

  • Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
  • Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила);
  • Требования к системе управления качеством;
  • Утверждение концепции.

Планирование управления качеством в проекте:

  • Уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
  • Определение списков объектов контроля в проекте;
  • Описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;
  • Определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
  • Разработка процедур управления качеством и их описание;
  • Выбор методов и средств контроля и оценки качества;
  • Разработка плана управления качеством в проекте, описывающего, систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.

Организация и осуществление контроля качества в проекте:

  • Организация и осуществление управления качеством в проекте;
  • Техническая поддержка контроля качества;
  • Контроль качества в проекте;
  • Формирование отчетов для оценки выполнения качества.

Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:

  • Сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
  • Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
  • Техническая оценка качества продукта проекта;
  • Процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
  • Формирование списка отклонений;
  • Определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
  • Решение о промежуточной приемке;
  • Уточнение списков контроля объектов;
  • Корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
  • Документирование изменений.

Завершение управления качеством в проекте:

  • Сводная оценка качества результатов проекта;
  • Решение о завершающей приемке;
  • Список замечаний и претензий по качеству;
  • Разрешение спорных вопросов и конфликтов;
  • Оформление документации и архива;
  • Анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.

Проектный институт управления (Project Management Institute, PMI), США, предлагает рассматривать процесс управления качеством проекта как три подпроцесса с наиболее часто встречающимися входами, средствами и выходами.

Планирование качества в проекте фактически означает определение стандартов, релевантных проекту и того, как им следовать.

Обеспечение качества направлено на поддержание и улучшение качества результатов проекта в рамках его сроков, базовым критерием остается соответствие стандартам.

Контроль связан с мониторингом результатов для определения их соответствия заявленным стандартам и определение способов устранения неудовлетворительного хода проекта.

В первом параграфе мы рассмотрели сочетание «стоимость-качество-cроки] поставки» и показали опыт предприятий по их одновременному сокращению. В проектной среде такая ситуация будет возможна лишь в том случае, когда заказчик и исполнитель - одна и та же организация. В ином случае исполнитель не будет заинтересован в снижении бюджета проекта. Тем не менее, опыт, накопленный проектной организацией с учетом принципов кайдзен и «точно-в-срок» может позволить в дальнейшем преуспевать в сроках и качестве выполняемых проектов.

Темы: Проект, Качество
Источник: Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Материалы по теме
Планирование качества проекта
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Методы оценки риска инвестиционного проекта
Инвестиции, Максимова В.Ф. УМК. ЕАОИ, 2009
Всеобщее управление качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Сущность и значение повышения качества продукции
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Проект производства работ
Чиненов М.В., Инвестиции
Портфель проектов
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Классификация инвестиционных проектов
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Инструменты повышения качества продукции
Управление конкурентоспособностью организации
Оставить комментарий