Иисус Христос противопоставлял свое учение фарисеям, полагавшим блогачестие в ритуалах и церемониях, в постах и публичных покаяниях. В своих проповедях Он утверждал, что тот, кто исполняет все заповеди, тем самым исполняет и закон Моисея, и веления пророков.
Заповеди Его немногочисленны. Сам Иисус назвал новой только заповедь о самоотверженной любви к ближнему. Пришедшую к Нему с покаянием грешницу Христос принимает так радушно, что присутствовавшие при сем фарисеи засомневались в его пророческих способностях, полагая, что он не сумел распознать, с кем имеет дело. Тут же Иисус объясняет им мотив такого своего поведения: тот, кто больше страдал, оценит любой акт милосердия выше, чем тот, кто нуждается в прощении меньше.
Основы вероучения Иисуса Христа изложены в Новом Завете.
P.M. Грановская выделила среди них следующие.
1. Прирожденная греховность человека и идея спасения. Неповиновение Адама и Евы - в христианстве грех настолько тяжкий, что он погубил добрую природу не только самого первого человека, но и всех его потомков. Прошло много тысячелетий, пока Бог смилостивился и явил Христа, принявшего мученическую смерть за грехи людей. Этот акт демонстрирует божественное намерение уничтожить эту порочность и спасти тех, кто уверует в него. Добровольная смерть Иисуса Христа - это жертва за все грехи людей. Она очищала от греха всех последователей этого учения. Бог-отец послал Сына на Землю, и тот претворил волю Отца, а не свою, и молился Отцу о защите людей.
Символ веры и формула крещения «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
В культ входят не только внешние действия - исполнение таинств и церковных обрядов, но и чисто внутренний процесс, так называемое спасение. Христос, будучи уникальной личностью - богочеловеком по своей природе, т.к. имел и человеческие черты, смог пояснить и передать людям пожелания и ожидания Бога. Поэтому по его благости все верующие могут обрести по смерти загробную жизнь через искупительную жертву Христа, после Страшного Суда.
2. В христианстве впервые было выражено равенство перед Богом всех людей, грехи которых, как детей Божьих, искуплены кровью Христа. В связи с таким представлением вера в бессмертие личной души стала догматом христианства. Подобное равенство допускает возможность и желательность личного спасения. Для спасения требовалось покаяние, причем не путем внешних действий, например, жертвоприношением животных, а путем внутренних усилий - принесением в жертву собственного сердца, своей души.
3. Смерть телесная выступила как освобождение души от снизывающих ее пут. Признать воскресение Иисуса Христа, значит, приобщиться к надежде на воскресение из мертвых, ожидать нового существования по ту сторону смерти. Вера в воскрешение из мертвых - одно из базовых положений. Воскресение во плоти - один из основных догматов христианства, вошедших в символ веры.
4. Второе пришествие. После второго пришествия Христа на земле установится Царствие Божие - тысячелетнее царство добра и справедливости.
5. Новые принципы прозелитизма. Равенство перед Богом приводит к пониманию равноправия, равноценности всех людей. Не только среди других народов, других каст, но и среди иных социальных групп - бедняков, рабов, отверженных. Эта идея способствовала разрушению разделяющих людей этнических и государственных перегородок и отвергала религиозную и национальную исключительность.