Толерантность и резистентность личности к фрустрациям

Проблемы толерантности (терпимости) личности к фрустрациям, резистентности (способности оказать сопротивление) стрессовым воздействиям - одни из важнейших проблем теории фрустрации, психического стресса и защитной адаптации. Но психологи все еще, насколько нам известно, далеки от исчерпывающего знания этих явлений. Рассмотрим ряд аспектов этих проблем. Мы исследуем главным образом явление толерантности к фрустрациям.

А. Толерантность к фрустрациям и ее порог. - Человек может выдержать значительные фрустрации без признаков дезорганизации поведения и психических процессов. Он может успешно идти к своей цели, а при блокировании целенаправленной деятельности какими-либо фрустраторами найти новые пути и средства достижения своих целей, либо осуществить успешную их замену, осуществить реалистический выбор и, в целом, успешно адаптироваться с помощью незащитных адаптивных механизмов.

Исходя из этого, следующую главу мы посвящаем исследованию незащитных адаптивных механизмов и их комплексов, которые до сих пор сравнительно слабо изучены, чем психозащитные механизмы. Примером незащитного адаптивного комплекса может служить, например, сочетание нового определения ситуации (как адаптивного механизма) с другим механизмом - с заменой (субституцией) цели. А вот сублимация и выбор новой пути достижения первоначальной цели, по нашему мнению, не могут сочетаться.

Очевидно, однако, что должен существовать предел, определенный уровень интенсивности фрустратора или городившегося им психического напряжения, достижение которого вызывает резкое изменение поведения человека в ответ на воздействие фрустратора. Например, человек долгое время терпит лишения, но наступает день и он «взрывается», совершая импульсивные агрессивные действия.

Этот предел называют порогом толерантности к фрустрациям. Когда напряжение увеличивается, т. е. фрустрация начинает превосходить порог толерантности данной личности, ее деятельность дезорганизуется, он начинает переживать сильные эмоции, беспокойство и тревогу. Все это мы видим в комплексе непосредственных ответов на фрустрацию.

Толерантность определяет резистентность (сопротивляемость) индивида в типичных фрустрирующих ситуациях. Идея толерантности в имплицитной (неявной) форме всегда присутствовала в рассуждениях психиатров. Но ее четкое осознание и исследование может оказать значительную пользу как психологам, так и психотерапевтам и психиатрам. Толерантность -это способность индивида противостоять данной фрустрирующей ситуации без искажения объективных особенностей ситуации. Вполне понятно, что у одной и той же личности толерантность определенной потребности не находится постоянно на одном и том же уровне. Следовательно, гипотетически можно постулировать существование зон низкой и высокой толерантности. Толерантность различна не только для различных потребностей одной и той же личности, она различна также у различных типов личностей. Если взять нормальных, невротиков и психотиков, то можно сказать следующее:

  • нормальные индивиды везде и при фрустрации всех потребностей и мотивов имеют относительно высокий порог толерантности;
  • психотики всегда имеют низкий порог толерантности;
  • у невротиков низкий порог толерантности обнаруживается не во всех, а в определенных типах фрустрирующих ситуаций.

Это связано с тем, что у них имеются психические комплексы, связанные с определенными потребностями и фрустрациями.

Процесс социализации в определенном аспекте представляет собой процесс формирования у личности толерантности к фрустраторам и стрессорам. Толерантность воспитывается с помощью «малых фрустраций», которым подвергаются дети, подростки и юноши. Такие ситуации могут оказать положительное влияние на развитие толерантности, если не расстраивают восприятие ситуации и деятельность, которую индивид в ней выполняет. Подобные оптимальные дозы фрустрации необходимы во всех процессах обучения, поскольку они становятся положительными побудителями процесса учения и развития. Если в первые годы жизни индивида сила фрустрации остается ниже оптимального уровня, то у него может образоваться низкий уровень толерантности. Такие личности в психологическом отношении остаются недостаточно зрелыми. В обиходной речи их называют избалованными и испорченными.

Когда же у ребенка фрустрации постоянно превышают оптимальный уровень, то у него могут образоваться зоны низкой толерантности (комплексы) и, следовательно, создается почва для появления нарушений психической активности и поведения. Психоаналитики знали некоторые из подобных фактов, поэтому и смогли описать переходы от первичных ко вторичным функциям или, иначе, от принципа удовольствия к принципу реальности. Однако предпочтительнее использовать понятие «толерантность к фрустрациям», поскольку оно скорее носит количественный, а не дихотомический характер и создает определенные возможности для организации экспериментальных исследований. Иначе говоря, понятие «толерантность к фрустрациям» является более операциональным, тем те, которыми его можно было бы заменить. Психологи надеются, что в один прекрасный день мы сможем измерять коэффициент толерантности точно так же, как измеряем коэффициент интеллекта (IQ).

Процессы перевоспитания личности и психотерапии также в определенном аспекте можно считать такими, главной целью которых является формирование у личности толерантности. Пациенту или воспитаннику позволяется переживать маленькие дозы фрустрации до тех пор, пока сопротивляемость (резистентность) возрастает настолько, что зоны низкой толерантности исчезают.

Б. Два уровня фрустрации. - Здесь возникает следующая проблема: переживает ли человек состояние фрустрации до достижения фрустратором порога толерантности данного человека? Наш ответ положительный. Но, вместе с тем, мы считаем, что существуют количественные и качественные различия между фрустрацией личности до достижения силы фрустратора порогового уровня, и после перехода (превышения) этого порога. По-существу, мы имеем два уровня фрустрации, которые можно назвать, соответственно, допороговым и послепороговым уровнями. Условно допороговые фрустрации можно назвать нормальными, а послепороговые - патологическими (аномальными).

Поскольку между этими уровнями существуют различия по интенсивности фрустрации, по ее значимости для личности, по характеру и видам ее ответов, можно предположить, что ее защитные ответные реакции на допороговые фрустраторы должны отличаться от тех, которыми она отвечает на послепороговые (постпороговые) фрустраторы. Об одном из этих различий мы уже говорили при определении порога толерантности: после перехода интенсивности фрустратора через этот порог психическая активность человека дезорганизуется.

По-видимому можно утверждать, что истинная фрустрация личности, вызывающая активность защитных мотивов и механизмов, начинается именно после перехода через порог толерантности. Приближаясь к этому порогу, человек думает: «Этого я больше терпеть не могу». Подобное суждение мы бы назвали психо-логикой порогового состояния или психо-логикой перехода через порог толерантности.

Приближение порога толерантности переживается как невозможность далее терпеть воздействие фрустратора и особенно дальнейшее усиление его интенсивности. Но поскольку люди нередко продолжают терпеть и после этого, то можно выдвинуть следующие предположения:

  1. порог толерантности - вероятностно - динамическое явление, он меняется в процессе фрустрации; человек становится более или менее толерантным в самом процессе фрустрирования;
  2. субъективное ощущение «невозможности больше терпеть» не совсем соответствует объективной толерантности личности (или группы лиц).

(Вспомним в этой связи те сотни и тысячи предупреждений руководства Китая в адрес американцев, то и дело нарушавших воздушное пространство Китая в 50-е годы XX века. «Если это можно терпеть, то чего больше нельзя терпеть?», - нередко вопрошали китайцы, продолжая терпеть новые оскорбительные действия американцев).

Отсюда ясно, что субъективная психо-логика ощущения порога толерантности не совпадает (или не всегда совпадает) с объективной логикой поведения фрустрируемых лиц.

Одним из основных различий поведения человека в указанных двух этапах (или уровнях) фрустрации, по нашему мнению, заключается в том. что после перехода интенсивности фрустратора через порог толерантности незащитные адаптивные механизмы становятся почти полностью неэффективными. Более того, начинается патологизация обычных защитных механизмов. Эта гипотеза нам представляется очень важной, и ее следует обосновать эмпирическими фактами и новыми исследованиями. Область психопатологии предоставляет нам огромное количество фактов, которые могут служить подтверждению нашей концепции. Можно предположить, что человек становится психически больным тогда, когда воздействующие на него внешние и внутренние фрустраторы: 

  • хронически превышают уровень его толерантности, и он отвечает на них дезорганизованным поведением и патологическими защитными механизмами;
  • когда эти фрустраторы и даже собственные ответы находятся вне его контроля.

В. Изменения порога толерантности. - В литературе отмечается, и мы тоже отметили, что порог толерантности не является фиксированной величиной: это переменная, зависящая как от личности, так и от ситуации. Одна и та же сила какого-либо фрустратора для одной личности в одной и той же ситуации может быть ниже порога толерантности, а для другой - выше. Или один и тот же человек в одной ситуации демонстрирует высокий уровень толерантности, а в другой - очень низкий.

В литературе говорится также о том, что уровень порога толерантности человека зависит как от прошлого опыта нахождения в сходных ситуациях, так и от того, какие события он предвидит в будущем. Когда сила фрустрации превосходит порог толерантности, появляются такие реакции, как бегство и агрессия (нападение). Эти формы поведения мы назвали двумя адаптивными стратегиями человека.

Значимость фрустратора, который всегда (в определенном аспекте) является информацией или ее носителем, также оказывает существенное влияние на величину порога толерантности. Многие годы тому назад психиатр А. М. Свядощ высказал мысль, что имеет значение не столько количество информации, полученное индивидом в данной ситуации, сколько ее семантическая сторона. «Поэтому, - написал он, - известие об измене мужа или насмешка по поводу внешности может явиться тяжелой психической травмой для одного, но не для другого». Значимым этот автор называет ту информацию, которая влияет на вероятность удовлетворения потребностей.

По аналогии с этим можно сказать, что фрустрирующей является та информация, получаемая личностью в социальной ситуации, которая уменьшает вероятность удовлетворения потребностей. Ясно также, что уменьшение вероятности и сила фрустрации зависят как от интенсивности потребностей и мотивов, так и от наличия в психике человека прочих потребностей, особенно таких, которые равноценны для личности. Таким образом, вероятностный подход также может быть полезным для понимания сущности фрустраторов, фрустрирующих ситуаций и порога толерантности личности.

Г. Экспериментальное определение порога толерантности. - Определение порога толерантности имеет сходство с определением порога чувствительности органов восприятия.

Порог терпения к фрустраторам и другим неприятностям (например, к электрическим ударам) в экспериментальных условиях определяется следующим образом: человека постепенно подвергают все более и более сильным болевым воздействиям, например - электрическим ударам. Вначале выбирают очень слабое воздействие (силу электрического напряжения), так что она едва ощущается человеком (т. е. совпадает с абсолютным порогом чувствительности); затем интенсивность воздействия постепенно увеличивается. При каждом воздействии испытуемого спрашивают о его ощущениях. Та сила раздражителя, при которой испытуемый сообщает, что ему очень неприятно, и он не может больше терпеть ее, считают его индивидуальным порогом терпения (толерантности).

Поскольку человек в различных ситуациях (в различных психических, эмоциональных состояниях, в условиях присутствия или отсутствия людей и т. д.) в разной степени терпим к неприятным, в том числе болезненным воздействиям, то его порог толерантности лежит в определенном интервале. (По-видимому, следует использовать понятия объективной и субъективной шкал раздражения и ощущений).

Следовательно, порог толерантности является не абсолютной, а статистической величиной. При воздействий различных фрустраторов или стрессоров и в различных объективных и субъективных условиях порог толерантности занимает ту или иную позицию (точку) на определенном (вероятностном) интервале.

Ключевые слова: Фрустрация
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Нововведения как фрустраторы и как ответы на фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоции, переживаемые при фрустрации и стрессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Отсроченная фрустрация: для чего она нужна? (психологика того, что могло бы случиться)
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Тревога, фрустрация и психическая защита
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Потребность, мотив, ценность и фрустрация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Нарушение ролевого взаимодействия как фрустратор
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Непосредственные физиологические реакции на стресс и фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий