Типы политических лидеров и их функции

Системы классификации лидеров. Проявления лидерства достаточно разнообразны по форме. Попытки классификации их, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе знания каких-то особых их признаков.

Типология М. Вебера. Общепризнанной и до сих пор сохраняющей свою актуальность, несмотря на давность возникновения, является типология лидерства, разработанная М. Вебером, тесно связанная с его концепцией легитимности власти (см. раздел второй, гл. V, 3). Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого состоит в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания для выделения разных типов лидеров ученый использовал понятие «авторитет», т.е. «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. М. Вебер различал соответственно традиционное, харизматическое и рационально-легальное лидерство.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, на силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. (Напомним, харизма — это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.) Особенность власти харизматического лидера состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана на свободе правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчена конституцией и действием нормативно-правовых актов.

Стилевые типологии. В противоположность идеальным типам лидерства М. Вебера в современной политической науке преобладают практически-ориентированные классификации. Они основаны на эмпирических исследованиях лидерства с целью выявления в их деятельности устойчивых реакций, мотивов. Актуальность подобных исследований обусловлена стремлением выявить наиболее эффективные политические стили лидеров. Знание политического стиля лидера позволяет выявить не только его индивидуальность как личности, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень его влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса. Стиль политики может быть эффективным и неэффективным, авторитарным и демократическим.

Эффективность лидерства может достигаться использованием различных политических стилей. Широко распространен стиль, ориентированный на решение конкретных задач благодаря четкому распределению ролей и функций, подчинению всех ресурсов решению поставленной задачи и самому лидеру, выполнению всех требований лидера, занимающего официальный пост. Подобный стиль лидерства лежит в основе так называемого инструментального лидерства. Однако результаты совместной деятельности лидера и его сторонников могут быть не менее впечатляющими, если лидер не занимает руководящей должности, а воздействует на ситуацию, создавая благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой каждый член группы стремится к максимально высоким результатам.

Современный американский политолог Дж. Барбер, исследовав политические стили президентов США, выделил четыре их типа. Основанием типологии стилей послужило качество выполнения президентами политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президенты, руководители конгресса и т.д.) может быть ориентировано либо на собственное субъективное понимание ими выполняемой роли, либо на ожидания конкретных групп, общества.

Так, стиль, ориентированный на эффективную, результативную и созидательную деятельность на общее благо, Дж. Барбер назвал активно-позитивным (Ф. Рузвельт, Р. Рейган). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых, узкопартийных предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих политических функций порождает пассивно-негативный стиль (Дж. Буш). Психологическая Возрастание роли психологических факторов в типология процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, в которых описываются политические стили. С их помощью удается более полно отразить мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, в том числе стрессовые, учесть значения бессознательных факторов в его действиях. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, эффективность его для конкретных условий, предсказуемость его действий. На этом основании можно выделить пять политических стилей.

Параноидальный политический стиль обычно характерен для такого лидера, которого можно назвать словом «хозяин». Такой личности свойственна подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Поведение и действия политика параноидального стиля часто непредсказуемы. Он не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Мышление подобного политика — инверсионное, рассматривающее реальность через крайности: «белое» — «черное», «враги» — «друзья». Стремление к безграничной власти обеспечивается путем постоянных манипуляций своими подчиненными, интриг и столкновений их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием во чтобы то ни стало подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, зрелой культуры. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность индивида формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», создают благоприятную почву для установления тоталитарных режимов. Подобный политический стиль не столь эффектен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор.

Демонстративный политический стиль, как правило, свойствен лидерам, которых можно назвать «артист». Такой лидер всегда «играет на публику»; его отличает любовь к демонстративным жестам и действиям, его страстное желание — нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли он толпой. Поэтому он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстеца. Однако может лишиться и самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. При таком лидерстве реализация продуманного политического курса оказывается невозможной в силу изменчивости мотивации политического поведения, преобладания в ней такого мотива, как желание получить одобрение у масс, добиться политического признания любой иеной. Ориентация на подобные стимулы вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.

Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломных моментах (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, и они, как правило, не могут завершить ни одно начатое дело. «Артисты» слишком эмоциональны и менее прагматичны.

Компульсивный политический стиль свойствен лидерам, собирательному образу которых более всего подходит термин «отличник». Лидерам, предпочитающим такой политический стиль, как правило, свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом независимо от возможностей. Их поведение характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Они постоянно чем-то озабочены, мелочны, излишне пунктуальны во всем, догматически подходят даже к самым незначительным инструкциям, правилам, из-за чего нередко оказываются инициаторами конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных ситуациях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Поэтому «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя этот курс может и не отражать реальности времени, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Происходящие в обществе изменения нередко служат причиной потери ими социальных ориентиров, чувства времени, и тогда лидер-«отличник» может завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства.

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам «плетется в хвосте событий». Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединиться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность у такого лидера практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет удержаться на позиции стороннего наблюдателя и заставляет либо присоединяться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политическим лидерам в периоды переходных состояний общества, когда лидеру приходилось ориентироваться на самые неординарные позиции политических сил.

Однако следует заметить, что в «чистом виде» типы политических лидеров, выделенные наукой, в реальной политической практике встречаются крайне редко (если вообще встречаются). Как правило, в зависимости от обстоятельств объективного (общая ситуация в обществе) и субъективного (состояние общественного, группового и индивидуального сознания в первую очередь самого лидера и все связанное с этим) характера в каждом лидере могут сочетаться черты всех указанных типов. Преобладание же каких-то из них обычно бывает обусловлено ментальностью и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в ней, предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики будут заметно различаться в силу несоответствия национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентаций, свойственных лидерам. Но знание названных выше типов политических стилей может помочь предсказать характер поведения того или иного лидера в конкретной политической ситуации.

Функции лидеров

Функции политического лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т.д. Так, например, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в этом обществе политические роли и функции распределены между различными политическими институтами.

Наиболее полно в политическом лидере реализуется интегративная функция политики. Главное предназначение лидера — согласовывать и объединять различные группы интересов на основе обшей идеи, единых ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. Целостность и гармония социальных интересов достигаются лидером на практике путем выработки политического курса, который учитывал бы потребности различных групп общества и тенденции мирового развития. В этом находит выражение ориентационная функция.

Осуществление политического курса опирается на специфический механизм, представляющий собой систему способов и методов реализации поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее реализации посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами, т.е. осуществляет инструментальную функцию лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие группы, политический лидер способен проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы для деятельности, заинтересовав эти группы. Тем самым он выполняет мобилизационную функцию. Мобилизация населения может осуществляться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Эта функция актуальна тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

Кроме того, лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, зашиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. Это направление деятельности политического лидера составляет его функцию социального арбитра и патрона. В массовом сознании данная функция обычно ассоциируется с образом «доброго и справедливого царя», «народного президента».

Функция социального арбитража и патронажа в большей степени развита в странах, где существует демократическая культура, высока степень зависимости личности от власти. В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться иначе, как только средствами прямого обожествления лидера.

Ключевые слова: Политика, Лидерство
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Типы политических лидеров
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Лидерство как политический феномен
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Стили политического лидерства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Типология политического лидерства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Функции политического лидера
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Характеристика политического лидерства
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политическое лидерство в России
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Типы и функции политического лидерства в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий