На практике политическое взаимодействие сводится к процессу принятия и реализации решений, отражающих интересы и требования участников политического процесса. В связи с этим в политическом процессе можно выделить две его активно взаимодействующие между собой составляющие: ценностную (система культуры, доминирующие нормы и ценности политической жизни) и технологическую, которая обозначается понятием «стиль политики». Применение данных категорий позволяет осуществить типологию политических процессов на основе различий присущих им политических стилей.
С точки зрения публичности осуществления властных функций выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы:
- открытый политический процесс характеризуется при: демократическом режиме - систематическим выявлением политических интересов групп и граждан, что выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и корректировке политического курса; тоталитарном режиме -административным беспределом центральных органов власти, всеохватывающим силовым влиянием государства на рядовых граждан, недоступностью для них механизмов управления и выработки политических решений;
- скрытый политический процесс может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.
По характеру преобразования власти можно выделить: революционный и эволюционный политический процесс:
- революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований; допустимостью использования насильственных средств; стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности;
- эволюционный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.
По устойчивости взаимосвязей между политическими субъектами выделяют стабильный и нестабильный политический процесс:
- стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политического поведения граждан; функционально отработанными механизмами принятия политических решений; легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм;
- нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.
По способам достижения динамического равновесия политической системы можно выделить три типа политических процессов: технократический, идеократический и харизматический:
- технократический тип отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков;
- идеократический тип отличается господством одной идеологии, в отношении которой имеется общенациональный консенсус;
- харизматический тип характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты.
По характеру осуществления власти политические процессы делятся на: демократические и недемократические:
- демократический тип характеризуется следующими основными принцами: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина;
- недемократический тип характеризуется следующими основными принципами: тоталитарный политический режим; верховенство интересов малой группы лиц; отсутствие гражданского общества; нарушение прав человека и гражданина.
По характеру демократии можно выделить следующие разновидности политических процессов: прямая демократия, представительная демократия, плюралистическая демократия.
- Прямая демократия - население непосредственно влияет на властные структуры и определяет содержание законодательного процесса. Схема такого взаимодействия имеет следующий вид: народ -законодательный процесс.
- Представительная демократия - люди не только сами влияют на власть, но и выдвигают из своей среды представителей, выполняющих функции принятия законодательных актов и повседневного управления государством. Представительную демократию отражает следующая схема: народ - законодатель - законодательный процесс.
- Плюралистическая демократия - с развитием политического строя возникают различные политические объединения, усиливающие способности вступающих в них граждан влиять на содержание управленческих решений. Схема такого политического процесса следующая:: народ - группы давления (партии) - законодатель - законодательный процесс.
Таким образом, в природе существуют различные типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных подходов типологию политических процессов можно проводить и по другим основаниям.