Типология и типы обществ

Типология есть логический прием, основанный на сопоставлении различных обществ по сходным признакам.

Она позволяет более глубоко проникать в сущность общества, видеть многообразие путей его развития, преимущества и недостатки конкретных способов изменения различных сторон. Кроме этого, типология позволяет понять, как изменилось общество, какие этапы оно проходило.

Дело в том, что с момента своего возникновения общество не оставалось неизменным. На его развитие оказывали воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д., что привело к многообразию конкретно-исторических, национально-культурных и политикоправовых форм существования общества. По этой причине невозможно перепутать современные США и Индию, хотя оба государства по форме государственного устройства представляют собой федерации. В американском обществе высоко ценят такие качества личности, как уверенность в себе, умение владеть собой, агрессивность. Напротив, в индийском обществе ценности противоположные: созерцательность, пассивность и мистицизм. Однако отличающиеся друг от друга общества обладают сходными признаками, что позволяет их типологизировать.

Следовательно, тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Интересный эксперимент провел руководитель французской Дальневосточной школы в Киото (Япония) профессор Юбер Дарт. Он протестировал японских и европейских детей в возрасте от 8 до 10 лет. Суть теста состояла в том, что на школьный двор вынесли 50-килограммовый мешок и попросили 10 японских и европейских детей перенести его. Каждый из детей-европейцев старался приподнять, оттащить или перенести мешок в одиночку. Ребенок-японец прикидывает свои силы и зовет своих троих товарищей, которые тут же приходят на помощь, считая это естественным. И они переносят мешок. Чувство группы является одной из отличительных черт японского поведения. «Группизм» проявляется в экономике в использовании бригад (10—15 чел.) в качестве основного звена на японском производстве. В политике корпоративность выражается в существовании клиентелл, т.е. в объединении группы единомышленников вокруг лидера на основе чувств личной преданности и этики долга.

Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков, или критериев. В зависимости от их числа типологии могут быть сложными, когда классификация общества осуществляется на основе нескольких признаков, а также простыми, когда типология строится с учетом одного классификатора.

Типы общества

Классификация общества Льюиса Генри Моргана
Примером простой типологии является одна из самых ранних классификаций общества известного американского этнографа XVIII в.  Генри Моргана (1818—1881), выделявшего общества эпохи дикости, варварства и цивилизации. В основу классификации общества были положены способы получения средств к существованию человека, которые были различными в эти три периода.

По Моргану, эпоха дикости — это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства. Эпоха варварства — это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства. Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла: сначала бронзы, а затем железа, сделавшего революцию в орудиях производства. С изобретением буквенного письма (алфавита), появлением классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже 4—3-го тысячелетий до н.э., в Европе — в 1-м тысячелетии до н.э., а в Америке — в 1-м тысячелетии н.э.

Типы общества по Г. Ленски и Дж. Ленски
Современные американские ученые Г. Ленски и  Дж. Ленски используя тот же основной критерий — способ производства средств к жизни, дополнили его рядом новых критериев: социальная структура, образ жизни. Они выделили следующие типы общества:

  1. общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели ведут кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровнородственных связях;
  2. садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4-м тысячелетии до н.э. В более развитых садоводческих обществах используются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;
  3. аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне. Они уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше продуктов, чем требовалось для потребления. Стали обмениваться излишками — возникли торговля, ремесла. В аграрных обществах появилась письменность, для того чтобы с ее помощью зафиксировать сроки посева и сбора урожая, учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Отношения между людьми перестали основываться на родственных связях, теперь это были соседи. Для регуляции отношений между ними возникли государство и право;
  4. промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов — буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.

Классификация общества Д. Белла
Распространенной в науке является классификация общества, данная американским исследователем Д. Беллом (р. 1919), который выделял доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. Он классифицируют общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.

  • Традиционные (доиндустриальные) общества представляют собой отсталые в технологическом отношении страны, основная отрасль экономики которых — сельскохозяйственное производство, примитивные орудия труда. Для них характерны отсутствие автономной личности, зависящий от племени, рода, клана, и жесткая регламентация всех сторон жизни на основе традиций.
  • Индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой не только систему машин, промышленное производство, но и сложные формы социальной и политической организации общества: свободу личности, партийные системы, сложный образ жизни.
  • Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, изменяющей предмет собственности: наряду с собственностью на материальные предметы возникает собственность на информацию, которая становится все более ценным ресурсом. Усложняется социальная структура общества, исчезают в привычном понимании (времен Маркса и Ленина) рабочий класс и буржуазия.

В 70-е годы XX в. развитые страны вступили в стадию постиндустриального общества. Они переносят акценты с сельского хозяйства и промышленности на услуги. Рабочих («синие воротнички») вытесняют «белые воротнички»', специалисты, управленцы, работники сферы услуг, здравоохранения, образования, науки и инновационных компаний, банков. Жизненным товаром постиндустриального общества стала информация, а важнейшим для экономики делом — сбор и обработка данных посредством компьютерных технологий. Наиболее важные фигуры постиндустриального общества — посредники, бухгалтеры, консультанты, журналисты.

Теория «общества изобилия» Дж. Гэлбрейта
 Согласно теории «общества изобилия»   известного экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта (р. 1908), критерием классификации обществ также является уровень потребления. «Обществом изобилия» он называет промышленно развитые страны, в которых большинство населения уже не терпят нужду и привыкли к довольно высокому уровню жизни. Тем не менее здесь производство товаров растет год от года и потому требует агрессивной рекламы, создания новых товаров и в конечном счете искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса. Поэтому те ресурсы, которые можно было бы использовать на общие нужды, переходят на покрытие губительного потребления. «Общество изобилия» — это сочетание потребления и обшей нищеты вокруг.

Ключевые слова: Общество
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Общение и общность
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Техноцентристские теории виртуализации
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Массовое общество и массовое сознание
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и их виды
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Смысл термина «общество»
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Религия как часть духовного мира общества, ее функции
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Структура гражданского общества
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Оставить комментарий