Теории эмоционального реагирования

Сложность структуры и содержания эмоциональной сферы личности предопределила разнообразие подходов к проблеме возникновения эмоциональных процессов и состояний.

Интеллектуалистический подход эмоционального реагирования (XVIII-XIX вв.) утверждал интеллектуальную основу эмоций: они появляются в момент несовпадения представлений человека об одном и том же объекте (явлении, ситуации и т.п.). Например, контраст между представлением человека о том, что должно произойти в важной для него ситуации, и тем, что произошло на самом деле, порождает либо чувство удовлетворения, либо гнева. Другими словами, представители этой школы относили эмоции к личностным проявлениям.

Сенсуалистский подход (XVIII-XIX вв.) видел источник эмоций в реакции организма человека, а не его личности.

Эволюционная теория эмоционального реагирования (Ч. Дарвин) утверждала, что эмоции - результат эволюции живых существ в процессе их выживания и адаптации к условиям существования. Страх, например, придавал им дополнительную энергию (для спасения бегством от источника опасности). Эмоции вызывали и телесные изменения, соответствующие изменениям в окружающей среде.

Стройность этой заслуживающей внимания теории может нарушаться лишь взглядами ее противников. Одни, сторонники «эволюции наоборот», считают возможным происхождение животных от первобытного человека в результате бессистемной ассимиляции с остальным миром. И этим объясняют эмоции животного мира. Другие, стоящие на религиозной основе, уверены, что живой мир был одновременно создан Высшим Разумом вместе со специфичной для каждого представителя эмоциональной сферой. Таким образом, в филогенезе эмоциональной сферы личности между людьми «согдасья нет» до сих пор.

Физиологическая теория эмоционального реагирования (И. Павлов) признает в качестве основного механизма эмоций кору головного мозга и подкорковые образования. Эмоции рассматриваются как генетически обусловленные процессы, определяемые наиболее древней структурой мозга - лимбической системой и связанной с ней ретикулярной формацией и вегетативной нервной системой. Перевозбуждение коры и подкорковых центров приводит к импульсивному неконтролируемому поведению человека, чрезмерное торможение - к депрессивному поведению. Ведущая роль в формировании эмоций признана за правым полушарием коры головного мозга. В гипоталамусе обнаружены центры агрессии, страдания, удовольствия, наслаждения («ад и рай находятся рядом»).

Органические изменения (биотоки мозга, электропроводность кожи, время реакции и др.) как следствие эмоциональных состояний могут быть объективно измерены аппаратурными средствами в виде электроэнцефалограммы, кожно-гальванической реакции и т.д. Идея фиксации контраста эмоциональных состояний, вызываемых поступлением различной по значимости для человека информации, используется в полиграфе («детектор лжи»).

Органическая теория эмоционального реагирования (У. Джемс и К. Ланге) видит природу эмоций в работе обратных связей, поступающих от периферических органов. Другими словами, возникновению эмоций предшествуют физиологические (органические) изменения в организме. Раздражители вызывают какие-то изменения, а ощущение этих изменений порождает эмоции. Если, например, изобразить на лице улыбку, то человека посещает чувство радости. «Мы грустны, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим», - писал У. Джемс. Телесные изменения привносят в организм изменения, которые, отражаясь в сознании, вызывают эмоции.

Психоорганическая (таламическая) теория (У. Кеннон и П. Бард) не допускает появления физиологических изменений в организме раньше, чем появятся эмоции. По мнению авторов, эмоции либо опережают физиологические изменения в организме, либо возникают вместе с ними. Работу механизма появления эмоций они связывают с воздействием раздражителей на таламус. Именно отсюда поступают импульсы возбуждения в кору головного мозга.

Бихевиористская теория эмоционального реагирования (Дж. Уотсон и последователи) рассматривает эмоции как реакции на специфические стимулы (так, любовь порождается ласками и вниманием, страх - потерей поддержки и т.п.). В центре теории лежит понятие «типичного эмоционального поведения»: каждому «образцу» поведения соответствует свой стимул. И обусловлено все это лишь опытом человека. «Отец» бихевиоризма Дж. Уотсон был уверен, что к безусловным реакциям можно отнести только гнев, страх и любовь. Все остальные реакции являются условными, и формируются они у человека в результате научения.

Психоаналитическая теория (3. Фрейд и последователи) рассматривает эмоциональные проявления на уровне бессознательных процессов. Формируемые у индивида образы восприятия пробуждают «дремлющую» в сфере бессознательного энергию врожденных инстинктов. Не найдя себе каналов разрядки, удовлетворяющих индивида, эта энергия проявляется в виде эмоций (переживаний, экспрессий).

Когнитивно-оценочная теория эмоционального реагирования (Л. Фестингер, С. Шехтер, П. Симонов). Представители этой теории утверждают, что эмоциональные состояния определяются прошлым опытом человека и его субъективной оценкой текущей ситуации. Так, по мнению Л. Фестингера, если событие развертывается так, как ожидал человек, то у него возникает позитивное эмоциональное состояние (консонанс). Противоположный ход событий приводит к негативному эмоциональному состоянию — диссонансу.

С Шехтер связывает природу эмоций с результатами субъективной оценки, которая обусловлена интересами человека, его потребностями и внутренними установками. Если, например, перевозбужденному человеку дать абсолютно нейтральное лекарство и уверить его в том, что он скоро успокоится, его эмоциональное состояние будет развиваться именно по такому сценарию.

Согласно П. Симонову, уровень эмоционального состояния зависит от неопределенности информации, располагаемой человеком. Неопределенность информации есть различие в информации, необходимой для удовлетворения текущей потребности, и информации, которой он располагает. Более интенсивная реакция происходит не столько на саму ситуацию, сколько на неопределенность, неизвестность. Так, недостаток информации о тактике игры соперника по шахматам порождает у партнера чувство неуверенности и даже страха перед поражением. Знание же того, как будет действовать партнер, привносит ясность и снимает эмоциональное реагирование. Жизненный опыт и знания позволяют человеку выработать субъективную оценку вероятности развития предстоящего события. В зависимости от того соответствия оценки его интересам появляются эмоциональные состояния того или иного знака и уровня интенсивности.

Трудности использования этой теории на практике заключаются в основном в невозможности оценить объем располагаемой информации и той, которая необходима для удовлетворения имеющейся потребности.

Теория эмоций К. Изарда из всей совокупности выделяет базовые эмоции, которые имеют достаточно автономный статус, - страх, радость, удивление, интерес, стыд и др. Каждая из них по-своему сопровождает переживания и мотивацию личности, а также специфически влияет на ее поведение. В рамках эмоционального реагирования происходят психофизиологические, нейрофизиологические, психические и моторные процессы, увязанные в единую систему, которая и есть эмоция.

Ключевые слова: Эмоции
Материалы по теме
Приспособительное значение эмоций
...
Понятие эмоциональной зависимости
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Эмоции: история термина, основные теории
Карпов А.В., Общая психология
Эмоциогенные ситуации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Расстройства эмоций при нарушениях психики
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Эмоциональное воспитание
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Общение и эмоциональная жизнь в юности
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Нейропсихологические теории эмоций (центральные теории эмоций)
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Оставить комментарий