Свободный рынок

Свободный рынок был первым типом рынка при становлении товарного производства и был характерен простому товарному производству при рабовладении, феодализме и раннем капитализме. Именно при господстве свободного рынка создавалась английская классическая политическая экономия как наука. Характерными чертами или принципами такого рынка являются:

  • во-первых, присутствие на рынке никем неограниченного числа социально-экономических субъектов, вступающих в рыночные отношения при производстве, обмене и потреблении материальных и духовных благ;
  • во-вторых, господство свободной конкуренции в сферах производства и обращения товаров;
  • в-третьих, наличие абсолютно стихийного установления цен на материальные и духовные блага;
  • в-четвёртых, отсутствие в сферах производства и сбыта продукции монополистов и государственного регулирования. Метафизически мыслящие люди во всём мире и, в особенности, в современной России, восторженно говорят и пишут только о достоинствах свободного рынка. Однако среди общественных явлений однозначности не бывает. Экономические процессы в обществе возникают, развиваются, набирают силу, затухают и, наконец, сходят с исторической сцены. Точно также произошло и со свободным рынком. Развиваясь, он приобретал достоинства, отмирая, он накапливал недостатки. Соотношение между двумя этими полюсами постоянно изменяется. В наше время в развитых странах капитала свободный рынок практически изжил себя.

К достоинствам свободного рынка в наше время следует отнести:

  • во-первых, свободу выбора и действий субъектов рыночных отношений, если эта свобода не противоречит общепринятым нормам поведения субъектов;
  • во-вторых, приспособляемость рынка к удовлетворению самых разнообразных потребностей индивидов;
  • в-третьих, стимулирование экономической эффективности производства и режима экономии постоянного и переменного капиталов;
  • в-четвёртых, стимулирование с помощью рынка высокого качества продукции.

Есть и другие достоинства свободного рынка, но они, как правило, достижимы и при использовании иных методов хозяйствования.

Наряду с достоинствами свободный рынок всё больше и больше накапливает недостатки. В «Экономиксах», издаваемых на Западе и в России, недостатки рынка именуют «провалами». И это соответствует истине. Следует дать приблизительно следующую группировку «провалов» свободного рынка:

  • во-первых, свободный рынок абсолютно не приспособлен к тому, чтоб обеспечивать сбалансированное развитие современных многоотраслевых и очень сложных экономических систем. Мы уже отмечали, что этот рынок в 30-е гг. XX в. вверг мировую капиталистическую систему в очень глубокий экономический кризис. Кризисы с меньшей глубиной повторяются и до наших дней в такой степени, в какой в экономиках различных стран присутствует именно свободный рынок. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. тому пример;
  • во-вторых, форма свободного рынка оказалась слишком узкой для современного общественного производства. Он не распространяется и не в состоянии охватить полностью те сферы и отрасли производства материальных и духовных благ, в которых принципы эквивалентности, экономической выгоды и конкурентоспособности неприменимы. В наши дни не поддаётся «невидимой руке» всё духовное производство (образование, наука, культура) а также сферы, обслуживающие человека;
  • в-третьих, свободный рынок и обмен, как ранее отмечалось, породил такой социально-экономический феномен, как деньги. В наши дни механизм свободного рынка не может полностью обеспечивать общество реальными деньгами. В связи с этим рынок породил бумажные и суррогатные деньги и вверг все экономики стран мира в состояние постоянной инфляции со всеми вытекающими из этого последствиями;
  • в-четвёртых, свободный рынок, стимулируя в некоторой степени производство новых товаров и научно-технический прогресс, противопоказан фундаментальным наукам;
  • в-пятых, свободный рынок, стимулируя экономию на переменном капитале, расточительно с позиций всего общества использует рабочую силу, породив хроническую безработицу;
  • в-шестых, свободный рынок побуждает предпринимателей делать прибыль на всём — наркотиках, алкоголе, табаке, проституции, преступлениях и прочих асоциальных явлениях;
  • в-седьмых, свободный рынок породил рваческое отношение к природной среде,
  • в-восьмых, свободный рынок чужд решению всех без исключения социальных проблем общества, в том числе в здравоохранении, образовании, физической культуре и спорте и т.п. Если и происходит финансирование социальной сферы, то осуществляется это через принуждение с помощью законов государства;
  • наконец, свободный рынок не создаёт стимулов для производства материальных и духовных благ общественного пользования и не в состоянии обеспечить производство крайне необходимых людям товаров, если они не приносят прибыль.

Можно назвать и другие «провалы» свободного рынка, но и этого перечисления достаточно, чтоб прийти к выводу о необходимости внешнего вмешательства в механизм рынка. Такие рынки получили название регулируемых.

Темы: Рынок
Источник: Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Материалы по теме
Участники и виды деятельности на рынке ценных бумаг
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Содержание рыночного механизма
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Рынок труда: спрос и предложение. Заработная плата, ее виды и формы
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Характеристика российского рынка ценных бумаг
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Экономическая природа рынка труда
Липсиц И.В., Экономика
Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Назначение финансовых рынков
Дж. К. Ван Хорн, Основы управления финансами
Функционирование рыночного механизма
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Оставить комментарий