Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка

В литературе слово «фактор» (делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. В данном тексте под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Не следует путать это определение с часто встречающимся в учебной литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся основной и оборотный капитал, рабочая сила и др.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные —это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т. е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.

В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором — негативную.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

  1. связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
  2. связанные с ускорением НТГЕ, с инновационной политикой предприятия;
  3. связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
  4. связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
  5. связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  6. связанные со спецификой производства и отрасли;
  7. связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
  8. связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто условная, и она не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные «—» это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

  1. связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
  2. связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
  3. связанные с инфляционными процессами;
  4. связанные с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей главе.

Ключевые слова: Предприятие, Рынок
Источник: И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Материалы по теме
Основные цели и функции предприятия в условиях рынка
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Товарная политика предприятия
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Участники финансового рынка
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Система налогообложения операционной деятельности предприятий
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Формирование цен на рынке капитала
Липсиц И.В., Экономика
Внутренняя среда функционирования предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Определение стоимости капитала предприятия
Ефимова. Финансовый анализ
Оставить комментарий