Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка

В литературе слово «фактор» (делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. В данном тексте под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Не следует путать это определение с часто встречающимся в учебной литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся основной и оборотный капитал, рабочая сила и др.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные —это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т. е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.

В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором — негативную.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

  1. связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
  2. связанные с ускорением НТГЕ, с инновационной политикой предприятия;
  3. связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
  4. связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
  5. связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  6. связанные со спецификой производства и отрасли;
  7. связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
  8. связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто условная, и она не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные «—» это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

  1. связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
  2. связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
  3. связанные с инфляционными процессами;
  4. связанные с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей главе.

Источник: 
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Материалы по теме
Основные цели и функции предприятия в условиях рынка
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Экономическая природа рынка труда
Липсиц И.В., Экономика
Плюсы и минусы свободного рынка FOREX
Азбука валютного дилинга
Сущность, роль и значение малого бизнеса
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Гипотеза эффективного рынка
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Оптимизация платежного оборота предприятия
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Участники и виды деятельности на рынке ценных бумаг
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Оставить комментарий