Монополизация рынка

Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.


Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена.

Монополия — древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.

Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни. Особенно это заметно в Средние века. Ф. Бэкон писал о раздаче различных монополий в Англии XVII века. В. Петти также уделил много внимания монополии. Он рассматривал прежде всего торговую монополию с точки зрения налогообложения. Он отмечал монополию изобретателей, констатируя одновременно тот печальный до настоящего времени факт: «следует между прочим отметить, что не многие лица, открывшие что-нибудь новое, были когда-либо вознаграждены монополией...».

В XIX веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, — писал он, — есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.

Анализируя ступени экономического развития П. Прудона, Б. Гильдебранд в 1848 г. писал: «Монополия, которую порождает соперничество постоянным отрицанием самого себя, в свою очередь, на четвертой ступени развития также необходима для успеха общества, как на предыдущих ступенях были необходимы разделение труда, машины и соперничество».

В. Зомбарт анализировал монополистический капитализм. В XX веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.


Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм. «... Концентрация на известной ступени ее развития сама собой подводит, можно сказать, вплотную к монополии». М. И. Туган-Барановский был прав — экономисты упускают из виду основную истину, что «конкуренция убивает конкуренцию». Возникновение монополий не отрицает сохранения простой конкуренции: «Монополия рождает конкуренцию, конкуренция рождает монополию».

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка — дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в XX веке.

Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще. Монополистический капитализм «...втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознанию, в какой-то новый общественный порядок, переходит от полной свободы конкуренции к полному обобществлению». В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих имманентных законов экономики, в том числе свободного рынка и рынка бизнеса. Они породили монополизацию рынка:

Труд —> Xозяйство —> Экономика —> Рынок —> Капитал —> Накопление —> Концентрация —> Централизация —> Монополизация.

Интерес —> Конкуренция —> Монополии

Монополия — это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители — победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. ...Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.

Ключевые слова: Рынок, Монополия
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Антимонопольное регулирование. Рыночная власть
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Барьеры, защищающие монопольный рынок
Липсиц И.В., Экономика
Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок сталелитейной продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Максимизация прибыли монополистом
А.С.Булатов, Экономика
Формирование международных фондовых рынков: функции и место в мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Инвестиционный рынок: основные элементы
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дилерская деятельность
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона
Оставить комментарий