Сущность проблемы типологии характеров

Проблема распределения людей по типам характера с древних времен интересовала мыслителей. Возникло учение о характерах - характерология. Решение этой проблемы открывало возможность предсказания их поведения в той или иной ситуации и, следовательно, подбора исполнителей для производства ответственных работ. Известно, что Платон (427— 347 до н. э.) в своей работе «Государство» выделил три начала, или типа, человеческой души: вожделение, пыл и рассудительность. Этим типам он поставил в соответствие три класса в государстве (ремесленники, воины, стражи) и три добродетели (воздержанность, мужество, мудрость). Впоследствии он даже выстроил иерархию типов души в такой последовательности: души богов, мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана, души животных.

Древнегреческий философ Теофраст в 318 г. до н. э. написал книгу «Нравственные характеры», где дал 30 описаний разных характерологических типов, отклоняющихся от норм поведения («болтун», «хвастун», «льстец» и др.). Конечно, с позиций настоящего времени эти труды представляются наивными, рожденными раздумьями в тишине и одиночестве. Много времени потребовалось, чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научно обоснованных требований. Основными из них являются:
- личностные черты должны иметь приемлемую степень коррелированности с тем или иным типом характера;
- основная масса людей по характеру может быть отнесена к определенной типологии;
- характер должен быть достаточно устойчивым психическим образованием на протяжении всей жизни конкретного человека;
- характер человека должен отражаться во внутренних и внешних аспектах его жизнедеятельности.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а также индивидуальные научные предпочтения исследователей породили большое число типов характеров, в основу которых положены различные основания (критерии, или объединительные признаки).

Темы: