Структурные элементы процессов освоения деятельности

Когда человеку предстоит заняться новым видом деятельности, он вынужден тщательно выполнять и контролировать буквально каждый элемент своих действий. Последующие многократные повторения этих элементов резко ослабляют потребность в сознательном контроле. Человек в состоянии выполнить как бы автоматически не только отдельные составляющие действий, но и действия в целом. Наблюдается явление, известное под названием автоматизации. Результат автоматизации - навыки, умения, привычки.

Навык - это элемент деятельности, сформированный путем многократного повторения и реализуемый с минимальной сознательной регуляцией.

Навыки бывают:
- моторные, связанные с движениями по управлению предметами;
- сенсорные, относящиеся к сбору информации различ ного рода через органы чувств (зрение, слух и др.),
- умственные, связанные с логикой организации действий;
- коммуникативные, относящиеся к овладению приемами общения.

Формирование моторных навыков с позиций построения движений на основе рефлекторного кольца происходит поэтапно. На первом этапе изучаются:
- двигательный состав движения, или задающая программа (элементы, очередность и приемы их выполнения, требуемые результаты);
- внутренняя картина движения, или управляющий блок;
- приемы сравнения и перешифровки афферентных сигналов (сигналов компаратора).

В результате человек осваивает сигналы обратной связи на всех уровнях и подготавливает себя к передаче отдельных двигательных актов в сферу действия нижележащих уровней.

На втором этапе осуществляются:
- существенное (или полное) освобождение ведущего уровня от двигательных актов низших уровней; увязка работы всех низших уровней в единую систему;
- нахождение необходимых двигательных блоков (функциональных систем) из их «словаря» («архива», «фонотеки»), созданного из опыта предыдущей деятельности человека.

Финалом этапа становится автоматизация движений.

На третьем этапе происходят:
- стабилизация исполнения движений относительно возможных помех;
- стандартизация, т. е. формирование навыков стереотипности;
- формирование динамически устойчивой траектории (линии, обеспечивающей легкость и непринужденность исполнения движения).

На этом формирование навыка завершается.

Скорость формирования навыка обусловливается рядом факторов: индивидуальными различиями людей, методом обучения, мотивацией обучаемого, видом деятельности и др. Выявлено, что формирование навыков сложных действий осуществляется неравномерно во времени. Так, в кривой обучения, отображающей процесс усвоения действий человеком, наблюдаются участки с замедленным усвоением, или плато.

Обычно человек обладает некоторым набором навыков, используемых в том или ином виде его деятельности. Они не остаются психологически нейтральными при формировании какого-то нового навыка. Их взаимодействие проявляется в двух типах явлений: интерференции и переносе.

Интерференция навыков - явление ухудшения процесса формирования новых навыков из-за тормозящего действия ранее приобретенных. «Строптивый, неуступчивый» характер старых навыков объясняется: во-первых, большей устойчивостью тех связей, которые их породили; во-вторых, идентичностью моторных и мыслительных актов в действиях, включенных в старые и новые навыки.

Перенос навыков - положительное влияние ранее сформированных навыков на овладение новыми навыками. Психологический механизм переноса состоит в выделении человеком в старых и новых навыках общих свойств и использовании их в обучении. Умеющему водить автомобиль одной марки легче освоить автомобиль другого типа, чем новичку.

Умение - более сложное психическое образование, чем навык. Это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия. Для формирования умения человеку необходимо владеть целой системой навыков и знаний, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умения включают в себя:
- отбор знаний, связанных с задачей в целом;
- корректировку действий;
- выделение специфических особенностей задачи;
- выявление преобразований, которые необходимы для решения задачи, и их осуществление;
- контроль результатов по цепи обратной связи.

Умение предполагает наличие и двигательных, и умственных действий.

К элементам освоения деятельности относится также привычка. Привычка - это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и зачастую не имеет продуктивного результата, т. е. не предполагает получение какого-то продукта. Если умение - автоматизированное действие, выполняемое с минимальным уровнем контроля сознания, то привычка - это внутреннее побуждение (потребность) индивида поступать (действовать, вести себя) определенным образом.

Система знаний, навыков, умений в совокупности с мотивационными, волевыми качествами и высоким уровнем самодостаточности личности обеспечивает готовность человека к самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Стиль деятельности и ее эффективность
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Определение деятельности как базовой категории психологии
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Принцип единства сознания и деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий