Структура личности преступника в принципе такая же, как и у личности человека вообще, но имеющая в том или в другом своих структурных звеньях специфические криминогенные свойства. В литературе общепризнанным является выделение, пожалуй, только социально-демографических, социально-психологических (причем каждый вкладывает в это понятие свое содержание), нравственно-психологических и уголовно-правовых свойств.
В структуре личности преступника следует выделять, по нашему мнению, несколько блоков (подсистем):
1. Демографические признаки преступника (пол, возраст, место жительства, социальное и семейное положение и др.). Связь между этими признаками и преступным поведением можно отразить в виде внутренних условий. Например, преступники чаще всего принадлежат к возрастной группе 18-29 лет, являются мужчинами и т. п.
2. Социальные свойства преступника (статус, роли, ценностные ориентации, жизненный смысл, мотивация и т. п.), отличающиеся чаще всего социально-негативной направленностью. Например, это позволило считать Ю. Д. Блувштейну, А. М. Яковлеву в советское время «негативистское отношение к труду специфически преступной чертой личности». Связь этих признаков с преступным поведением выражается прежде всего в том, что они играют роль внутренних причин. Такую же роль играет практически в любое время, например, религиозный фанатизм, причем как в нелегальной секте, так и в официальной конфессии.
3. Социально-психологические качества преступника, т. е. такие, которые выявляются в общении этого человека с другими людьми и именно в этом смысле значат, имея нейтральное отношение непосредственно к преступному поведению, тем не менее, играют роль внутренних условий при формировании криминогенной ситуации. Это такие свойства как уживчивость — неуживчивость, адаптивный уровень (степень приспособления к изменяющимся социальным условиям), лидерство — ведомость, общительность — замкнутость, конформизм — нонконформизм и т. п.
4. Нравственно-психологические черты можно разделить на:
- а) негативные черты характера (примитивный «анархизм», агрессивность, грубость, жесткость, жестокость, цинизм, эгоизм, развязность, несдержанность, корыстолюбие, импульсивность, аффективность и т. п.), проявляющиеся в преступном поведении или в виде внутренних причин, или — внутренних условий;
- б) нейтральные свойства человека как, например, интеллект и степень его развития (например, большая часть преступников лишена способности к абстрактному мышлению); сила воли, двойственность натуры (например, хитрость) и иные свойства, играющие роль внутренних условий преступного поведения.
5. Анатомо-психофизиологические качества лица имеют обычно нейтральное значение и могут играть роль внутренних условий, способствующих или препятствующих реализации криминогенной мотивации в преступном поведении (например, степень физической силы, половой потенции, тип темперамента и т. п.).
6. Уголовно-правовые признаки как общие (физическое лицо, вменяемое, достигшее определенного возраста), так и специальные: например, признаки специального субъекта преступления — должностного лица, военнослужащего и т. п., соучастника и т. д.
Таким образом, личность преступника изучается в криминологии лишь постольку, поскольку ее исследование отвечает на вопрос о внутренней причине или внутренних условиях преступного поведения. Во-вторых, биологические свойства преступника играют в причинной структуре преступного поведения триединую роль, а именно роль внутренних условий в трех звеньях причинной структуры. В-третьих, в структуре личности преступника следует выделять демографические, социальные, социально-психологические, нравственно-психологические, анатомические и психофизиологические, а также уголовно-правовые признаки.