Стилистическое использование синонимических форм глагола

Образование некоторых личных форм глагола имеет ряд особенностей. Среди глаголов выделяется группа недостаточных глаголов, т. е. таких, которые не образуют формы 1-го лица, единственного числа, настоящего (будущего) времени. От глагола победить не образуется форма победю, от чудить - чудю, от убедить - убедю. Эти формы нелитературны и не употребляются из-за своей неблагозвучности. Таких глаголов немного: затмить, победить, убедить(ся), чудить. Глаголы дерзить, тузить не образуют теоретически возможных форм держу, тужу, так как эти формы образуются от чаще употребляющихся глаголов держать, тужить (с совершенно другим значением). К недостаточным глаголам относятся и некоторые другие: начаться, обступить, означать, осуществиться, ржаветь, сквозить, телиться, пороситься (и аналогичные названия действий, связанных с животными), удаваться/удаться. Недостающие формы заменяют описательными оборотами (сумею победить, не думаю чудить, хочу убедить) или синонимичными глаголами.

Двоякие формы настоящего времени и повелительного наклонения встречаются у изобилующих глаголов (колышет - колыхает, полощет - полоскает, мурлычет - мурлыкает). Эти формы различаются стилистически: формы с чередованием согласных основы инфинитива и основы настоящего времени - книжные, без чередования - разговорные и просторечные.

В отдельных случаях наблюдается не стилистическое, а смысловое различие. Например: двигает мебель (перемещает) - им движет чувство долга (руководит); капают слезы (падают каплями) - яд каплет сквозь его кору (протекает); брызгает водой (спрыскивает, окропляет) - грязь брызжет (разлетается брызгами); метает копьё (кидает копьё), метает шов (прошивает стежками) - мечет искры из глаз, мечет гром и молнии, мечет икру (разбрасывает, направляет).

Встречаются параллельные формы (выздоровеют - выздоро-вят, опостылеют - опостылят, опротивеют - опротивят). Первые в каждой паре формы - книжно-нормативные, вторые - разговорные. Глагол чтить имеет в 3-м лице множественного числа параллельные формы: чтят - чтут. В парах: видеть - видать, лазить - лазать, мерить - мерять, мучить - мучать, свистеть -свистать, слышать - слыхать - вторые формы присущи разговорной речи. В парах: обусловливать - обуславливать, подытоживать - подытаживать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать и некоторых других - вторые формы (с корневым а) носят разговорный характер. В парах : колонизовать - колонизировать, популяризовать - популяризировать, рационализовать - рационализировать, сигнализовать -сигнализировать и др. (с суффиксами -изова-, -изирова-) - более употребительны вторые формы. Из форм гас - гаснул, мок - мокнул, сох - сохнул и др. (с суффиксом -ну- или без него в прошедшем времени) чаще употребляется первая форма. Формы что-то белеет - что-то белеется различаются тем, что первая (без частицы -ся) имеет только одно значение - «становиться белым», а вторая (возвратная) имеет также значение «выделяться своим белым цветом». Ср.: Серебро от времени чернеет. Вдали чернеется лес. Возвратные формы встречаются в разговорной речи. Различаются также формы грозить - грозиться, стучать - стучаться. Возвратные формы выражают большую интенсивность действия.

Грубой стилистической ошибкой является постановка в одном предложении двух сказуемых, обозначающих действия одного временного плана и в то же время выраженных глаголами, имеющими разное грамматическое время: На занятии мы говорили о воинах, которые отдают жизнь за Родину во время войны.

Источник: 
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008
Темы: