Статусно-ролевая регуляция взаимодействия

Ориентируясь на общественное положение, т. е. на статусы участников взаимодействия, индивиды получают возможность действовать в предсказуемой и привычной обстановке, поскольку они взаимодействуют друг с другом как с представителями определенных категорий. Иначе говоря, взаимодействие идет по своеобразному «сценарию», в котором роли участников заранее определены. Статусно-ролевая регуляция взаимодействия основывается на том, что от носителя определенного социального статуса ожидают действий определенного характера.

Общую упорядоченность социального взаимодействия обеспечивают нормативные ожидания. На основе ценностей люди формируют представления о должном поведении. Если поступки индивида совпадают с этими ожиданиями, то они расцениваются как нормальные. Социальные нормы, в отличие от юридических, не фиксируются четко и однозначно. В современном обществе социальные нормы существуют как ожидания и проявляются в качестве интуитивных оценок и ощущения правильности. О существовании и содержании социальных норм можно судить по негативной или позитивной реакции на поступки индивида. Такие реакции называются социальными санкциями. Если поступки индивида согласуются с нормами, он/она получает позитивные санкции — награды, почести, поощрение, одобрение. Если поступки не согласуются с нормами, следуют негативные санкции — наказание, унижение, порицание. Социальный статус индивида определяется балансом получаемых им санкций.

Социальный статус — это позиция индивида в отношениях с другими людьми, характеризуемая определенными правами.

Под правами понимаются социально признаваемые притязания на материальные и символические блага.

Объем и характер благ зависит от того, каким именно статусом обладает индивид. В современном обществе всё разнообразие благ можно свести к трем главным категориям: богатство, власть, престиж. Именно по обладанию богатством, властью и престижем судят о том, насколько высок или низок статус индивида.

За свою жизнь индивиды приобретают и утрачивают множество статусов. Например, молодой человек является студентом в отношениях с преподавателями и сотрудниками учебного заведения, сыном в отношениях с родителями, другом в отношениях с близкими ему сверстниками. Найдя работу после завершения учебы, он становится социологом в отношениях с коллегами и представителями других профессий, сделав успешную карьеру, становится начальником в отношениях с сотрудниками, вступив в брак, становится мужем в отношениях с супругой и т. д.

Социальные статусы делятся на две категории в зависимости от того, как люди их получают. Предписанные статусы определяются оценкой физических свойств человека, его/ее происхождением или теми обстоятельствами жизни, которые человек не выбирает. Статусы сына или дочери, подростка или старика, белого или чернокожего, русского или еврея могут служить примерами предписанных статусов. Достигнутые статусы определяются личными успехами, зависят от усилий и способностей индивида. Примерами могут служить статусы студента или профессора, социолога или бизнесмена.

Предписываемость и достигаемость статусов являются относительными характеристиками. Во-первых, система статусов исторически меняется и те статусы, что раньше были исключительно предписанными, становятся делом индивидуального выбора. В современном обществе человек может сменить не только профессию, но и религию, и при желании даже пол, а еще два-три столетия назад род занятий зачастую однозначно определялся происхождением (дворянским, крестьянским, купеческим и т. п.). Во-вторых, многие достигаемые статусы не являются даже в современном обществе абсолютно открытыми для всех людей. Помимо личных способностей и усилий, влияние оказывает происхождение, что проявляется, например, в том, как в среднем складывается жизненный путь детей богатых и образованных родителей и детей из бедных и неблагополучных семей.

Любой статус служит средством идентификации положения индивида в отношениях с другими людьми как носителями статусов и потому определяет характер взаимодействий. Со статусом связаны ожидания соответствующего статусу поведения. Это так называемые ролевые ожидания. Понятие «роль» («социальная роль») для описания человеческого поведения было введено в широкое употребление американскими учеными Джорджем Гербертом Мидом, Джекобом Морено и Робертом Линтоном в 1930-е годы, хотя немецкий философ и социолог Георг Зиммель употребил выражение «играть роль» в одной из своих работ еще в 1920 г. Американский социолог и психолог Р. Линтон определил социальную роль как «динамический аспект статуса».

Статус — это социальное положение, а социальная роль — это ожидаемое от человека, занимающего данное положение, поведение.

Если индивид своим поведением оправдывает ролевые ожидания, то он подтверждает свой статус, а если он в своих поступках систематически отклоняется от ролевых ожиданий, то утрачивает данный статус. Например, если индивид обладает статусом студента, то от него/нее ожидают посещения занятий и выполнения заданий. Если данная социальная роль исполняется, индивид из семестра в семестр сохраняет статус студента, если же он/она прогуливает занятия и не осваивает учебный материал, то получает низкие оценки и отчисляется из учебного заведения, т. е. утрачивает статус студента.

Социальные статусы — это и результаты, и предпосылки взаимодействия. Координация поступков разных людей достигается во многом потому, что они в своих поступках следуют ролевым ожиданиям и сами, в свою очередь, ориентируются на то, что и другие участники взаимодействия будут исполнять соответствующие социальные роли.

Как носителю множества статусов на протяжении своей жизни индивиду приходится исполнять множество социальных ролей. Ситуация, когда необходимо одновременно оправдывать взаимоисключающие ролевые ожидания, называется ролевым конфликтом. Например, роли начальника и члена семьи предполагают совершенно разную манеру общения с окружающими людьми. Ролевой конфликт создает неопределенность и напряженность в процессе взаимодействия. Поэтому в современном обществе вырабатываются средства его ослабления и разрешения. Ролевой конфликт ослабляется путем разделения ролей во времени и пространстве. На работе индивид исполняет роль начальника, дома — роль члена семьи.

Средством разрешения ролевого конфликта является ролевой набор статуса — совокупность ролевых ожиданий, адаптированных к тому статусу, который признается главным, определяющим. В современном обществе определяющим, как правило, является профессиональный статус. Поэтому при исполнении одной и той же роли родителя совершенно разные ролевые ожидания связываются со статусом работающего и делающего успешную карьеру отца и статусом матери-домохозяйки. Доминирующим, определяющим статусом может быть и гендерный статус, как это бывает в условиях дискриминации женщин, чьи возможности профессионального роста или общественной деятельности ограничиваются, несмотря на способности и заслуги. Определяющим статусом может стать и статус больного/инвалида.

Социальные статусы и социальные роли определяют не только характер взаимодействия, т. е. поступки индивидов, но и круг тех людей, с которыми индивиды вступают во взаимодействие регулярно и чаще, чем с другими. Большая часть взаимодействий индивида приходится на социальные отношения с членами социальных групп, в которые он/она входит.

Темы: Статус, Роль, Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социальные статусы и социальные роли личности
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Социальная роль, ролевые ожидания и статус
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Роль и статус
Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Личность и социальные роли
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Ролевые теории личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Основные виды социальных конфликтов
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Виды социального взаимодействия
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Ролевая теория социализации (Т. Парсонс)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий