Сплоченность педагогического коллектива

Педагогический коллектив школы является одним из характерных для советского общества трудовых коллективов и подчиняется действию правил и норм, в них функционирующих. В соответствии с Законом СССР о трудовых коллективах, он участвует в управлении учреждением (в данном случае школой, детским садом или ПТУ), добивается соблюдения трудовой дисциплины, охраняет законные права и интересы своих членов, способствует всемерному развитию их трудовой и общественно-политической активности и творческой инициативы, создает условия для всестороннего развития их личности.

Вместе с тем могут быть выделены специфические особенности педагогического коллектива. Во-первых, педагогический коллектив решает свои задачи внутри более широкой общности, в которой представлены как те, кто воспитывает и обучает, так и те, кого воспитывают и обучают, в совокупности образующей единый учебно-воспитательный коллектив. Весь учебно-воспитательный коллектив школы, где рядом с учителями и дирекцией работают комсомольская и пионерская организации, учком, кружки по интересам, спортивные секции, родительский комитет, обеспечивает выполнение задачи формирования всесторонне и гармонично развитой личности школьников.

Во-вторых, учителя-предметники, составляющие основную часть педколлектива, имея дело с одними и теми же школьниками в пределах одного и того же класса, обладают ограниченными возможностями взаимодействия между собой, так как решают свои задачи, определяемые учебной программой их предмета, и, если взаимодействие не окажется должным образом организованным, успех или неудача одного из них не становятся условием успеха или неудачи других, а следовательно, не являются коллективообразующими факторами.

В-третьих, эффективность деятельности педагогического коллектива определяется преемственностью ступеней обучения, когда учителя, работающие со старшими школьниками, достигают или не достигают успеха в реализации своих целей в зависимости от того, насколько продуктивно работали их предшественники в младших классах.

В-четвертых, если характеристика эффективности большинства трудовых коллективов, как правило, выявляется с помощью количественной и качественной оценки производимой продукции, то критерии эффективности деятельности педагогического коллектива в настоящее время с трудом поддаются качественному и количественному учету. Во всяком случае, оценка успешности работы педагогического коллектива по «проценту успеваемости» не является сколько-нибудь удовлетворительной. Выполнение школой ее основной задачи, определяемой проводимой в настоящее время ее реформой и связанным с ней формированием всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, нуждается в научно обоснованных критериях успешности работы педагогического коллектива. Отсюда очевидно, что взаимооценки учителей (как и оценки их со стороны руководства школой) не должны строиться на основе числа выставленных тем или иным педагогом «двоек» или отличных оценок.

Социально-психологические характеристики педагогического коллектива во многом определяются тем, как учитываются в организации его деятельности эти специфические особенности.

Представляющий собой часть единого учебно-воспитательного коллектива педагогический коллектив имеет (как условия успешности своей работы) важнейшее качество — сплоченность как результат протекающих в нем сложных интегративных процессов и прежде всего преодоления индивидуалистических тенденций. Сплоченность — это интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива.

Молодой и неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом подлинным мастером-руководителем, может сделать больше, чем опытный и талантливый учитель, метод и опыт которого не разделяются педагогическим коллективом.

Сплоченность педагогического коллектива проявляется в согласованности функционально-ролевых ожиданий, ценностно-ориентационном единстве, коллективистской идентификации, адекватном возложении ответственности при успехах и неудачах совместной деятельности.

Источник: 
Петровский А.В., Социальная психология