Социально-психологические проблемы группы

Группа как социальный организм. Термин «группа» появился лишь в новейшее время. В лексикон слово «группа» пришло из Италии. Сначала это был технический термин из сферы изящных искусств: groppo или gruppo, обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения, например, скульптурная группа «Лаокоон» родосских мастеров. Во Франции со средины XVIII в. оно начинает употребляться для обозначения круга, собрания людей. В русский язык слово пришло из немецкого. В Словаре В. Даля словом «группа» названы чета, купа, кучка, связь, сноп, цепь, кружок, толпа

Социально-психологические исследования процессов в малых группах осуществлялись в рамках социологического подхода, начатого хоуторнским экспериментом Э. Мейо, групподинамического подхода К. Левина, социометрического направления Дж. Морено, деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и А. В. Петровского и т.д.

В социальной психологии под группой понимается «ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков». Группа — человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.). Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество поклонников творчества (или иных достоинств) «Битлз», а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов (Берн, 2000).

«Группа — любое собрание людей, которые включены в последовательную, координированную деятельность — деятельность сознательно или бессознательно подчиненную какой-либо общей цели, достижение которой принесет участникам какого -то рода удовлетворение».

Классификация групп

В социальной психологии существуют различные подходы к изучению групп, эти подходы и обусловили основания для их классификации.

Классификация групп, предложенная Г. М. Андреевой:

1)    условные — реально не существуют и реальные;

2)    реальные:

  • лабораторные,
  • естественные;

3)    большие:

  • неорганизованные,
  • организованные;

4)    малые:

Существуют иные подходы для классификации групп.

Классификация, построенная на общих основаниях

  • размер (большие, малые, микрогруппы: диады);
  • общественный статус (официальные или формальные и неофициальные, неформальные);
  •  уровень развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы, коллектив, команда);
  • характер совместной    деятельности (реальные, условные, лабораторные).

Классификация по уровню группового сознания (Л. И. Уманский):

  • группа-конгломерат — еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);
  • группа-ассоциация — имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность,    организационное и психологическое единство) отсутствуют;
  • группа-кооперация — характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;
  •  группа-корпорация — которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоци- альности (например, банда);
  • группа-коллектив — отличается наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма. Гомфотерный («сбитый») коллектив — в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Классификация по характеру преимущественной направленности активности:

  •  группа «Internal» (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов, всех вместе или по отдельности, например, неформальная (неофициальная) группа, не имеет юридически фиксированного статуса, для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения; детские клубы; психотерапевтические группы и т.п.;
  • группа «External» (Ext-группы) направлена вовне ее, например, партии, объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Существуют и иные основания для классификации групп.

  • Первичная группа — члены ее связаны сильными эмоциональными связями (семья) и вторичная группа — связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны (Ч. Кули). К первичным можно отнести и студенческую группу, и рабочий коллектив.
  • Формальные — группы, в которых взаимодействие формализовано инструкциями и указаниями, и неформальные, группы в которых взаимодействие не регламентировано (Э. Мейо).

Перечислим несколько социально -психологических характеристик групп. Групповая совместимость, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения. Различают физиологическую, психофизиологическую (совместимость темпераментов), психологическую (по интересам), идеологическую (ценностно-ориентационное единство).

Социально-психологический  (психологический,    морально-психологический) климат или атмосфера — это качественная сторона межличностных отношений в группе, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности; совокупность ценностей и норм как основы совместной деятельности членов группы.

Ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) — свойства личности, наиболее ценимые в данной группе: талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества, физическая сила и т.п. (А. В. Петровский). Коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Характер взаимодействия (различаются по характеру взаимодействия). Чувство причастности, принадлежности членов группы к ее целям, лидеру, миссии и т.д. Групповая идентичность (тождественность) — чувство «мы». Необходимо обозначить такое понятие, как «член группы». Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы. Референтность группы для ее членов, т. е. значимость норм, ценностей, мнений, на которые индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, спортивная секция, музыкальная группа), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной.

«Понятие эталонной группы (референтной) служит для обозначения такой группы, реальной или воображаемой, чья система взглядов используется воздействующим лицом как система эталонов».

Типы референтных групп (по Т. Парсонсу): нормативные — индивид мечтает быть ее членом, во всем следуем ее правилам, сравнительные — индивид не желает быть ее членом, но использует только для сравнения, например, зарплаты, условий работы или учебы, негативные — индивид отрицает все характерное для какой-либо группы (чужие, враги).

В обществе группа выполняет следующие функции (по Н. Смелзеру):

  1.  социализирующую (семья, дружеская компания);
  2.  инструментальную (организация как большая группа, музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.);
  3.  экспрессивную (объединения для выражения чувств членов семьи в день рождения, болельщиков на стадионе и т.д.);
  4. поддерживающую (объединяются для психологической поддержки в трудной ситуации).

Структура группы

Структура группы может быть сложной или простой, но всегда следует различать внешнюю и внутреннюю структуры. Внешняя структура позволяет выделиться группе в социуме через такие атрибуты, как название, фирменные знаки и т.д.

Внутренняя структура может отражать, например, горизонтальную и вертикальную системы отношений: деловые и межличностные; специфику группы (организационная карта, права и обязанности подразделений, расписаны зоны ответственности каждого члена группы, штатное расписание); делить группу на лидера и ее членов и т.д. К внутренней относится также публичная структура — надписи на кабинетах и частная структура — личный взгляд члена группы на структуру.

Основные этапы жизни группы

Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Полный цикл (по Э. Берну) включает:

1. Замысел или дородовую стадию, когда будущая группа существует в воображении ее отцов-основателей или лидера. Создается временный групповой образ.

2.    Рождением группы можно считать момент, когда хотя бы два первых его члена приступили к реализации первого намеченного дела. Собирается группа единомышленников.

3.    Становление группы характеризуется ростом численности ее членов, формированием ядра, актива, ауры; поиском режима и форм работы, получением первых результатов. Рождается структура, складываются традиции, налаживаются внешние связи. Это самый длительный период жизни группы и плодотворный для развития ее членов, роста авторитета лидера.

4.    Расцвет — период наивысшей эффективности реализации задач группы, наиболее благоприятного социально -психологического климата.

5.    Старение, увядание сопровождается ухудшением целого ряда характеристик и параметров группы вплоть до утраты некоторых функций, может быть подмена одних задач другими, иногда прямо противоположными объявленным в начале существования группы. При этом внешние формы существования группы могут оставаться практически неизменными (те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.).

6. Смерть группы означает утрату большинства функций, почти нулевую эффективность работы в области главной задачи, невысокий средний уровень взаимоотношений, потерю интереса к результатам своей деятельности у членов группы, упадок энтузиазма даже самых приверженных ее членов, склонность к идеализации прошлого .

Групповая динамика и групповые процессы

Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

Динамика группы может быть описана следующими изменениями в ее жизни:

  1. Знакомство. Состояние равновесия, когда члены группы знакомятся, выясняют, «кто есть кто».
  2. Лабилизация. Под влиянием внешних и внутренних факторов нарастает определенное напряжение в отношениях членов группы, которое приводит к разрушению или угрозе разрушения структуры группы. Происходит конфликт, который    призван разрешить возникшее противоречие и вывести группу на новый этап развития. В случае конструктивного разрешения конфликта, происходит пере -структурирование, и группа вступает в конструктивную фазу. Могут быть и другие последствия конфликтов в группе: организационные изменения в группе (изменение цели, изменение плана действий по достижению уже имеющейся цели, изменение структуры , смена руководителя группы), образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «козла отпущения», распад группы.  

В малой группе протекают следующие социально-психологические процессы.

  1.  Процесс образования малой группы как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность. 
  2. Феномен «группового давления», явление конформности или подчинения требованиям группы. Различают конформность внешнюю, внутреннюю, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Поведение члена группы зависит от меры конформности (А. В. Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Давление на группу может оказывать нормативное большинство и информационное меньшинство.
  3. Процесс групповой сплоченности — степень приверженности к группе ее членов. В качестве критериев могут выступать: большее число положительных выборов (Дж. Морено); частота и прочность коммуникативных связей (Л. Фестингер); согласие, сходность ориентаций и значимых ценностей (Т. Ньюком); взаимосвязь операциональных и символических целей группы (А. Бейвелас); стратометрические показатели деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А. В. Петровского) и т.д.
  4. Организация руководства и лидерство в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский (К. Левин).
  5. Процесс принятия групповых решений. Эффективность существования группы требует принятия групповых решений. Это происходит через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей и т.д.). Эффективность групповой деятельности: проявляется в производительности труда, удовлетворенности членов группы совместной деятельностью и т.д.
  6. Процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

Согласно теории Б. Такмена развитие группы осуществляется в межличностной сфере, через следующие стадии: поиск взаимоприемлемого поведения в группе; взаимодействие, в том числе конфликт; групповая сплоченность; стадия образования ролевой структуры; в сфере деловой активности через поиск оптимального решения задач, согласование личных намерений и групповых предписаний, понимание намерений друг друга, принятие решений.

К большим социальным группам относятся социальные слои и классы, профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации — глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

В больших группах протекают следующие социально - психологические процессы:

  1. Формирование социально -значимых черт личности на макросоциальном уровне.
  2. Регулируется поведение индивидов через особые формы общения: нравы, обычаи, традиции, образ жизни и т.д.
  3. Осуществляется особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка индивидов, составляющих большие группы.
  4. Происходит типизация индивидуального в личности члена большой группы.

В следующих лекциях мы подробно разберем социально -психологические проблемы больших социальных групп. Сейчас мы лишь кратко отметим необходимые аспекты этого феномена.

Типология больших социальных групп.

  1. Стихийные группы (толпа, масса, публика, аудитория).
  2. Социальные движения: глобальные, локальные

Социально-психологические процессы в толпе: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, взаимодействие лидера и толпы; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций.

Социально-психологические характеристики массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость.

Социально-психологические  функции публики:  сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости.

Социально-психологическая специфика аудитории: управляемость.

Основные характеристики социальных движений: в  основе общественное мнение; целью является изменение ситуации; наличие программы; четкое понимание средств достижения целей; социальное движение реализуется в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).

Темы: Группа
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Групповая интеграция
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Социальные группы и организации
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Понятие социальной группы
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Команда как малая группа
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие групповой психотерапии
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Социально-психологический климат группы и его диагностика
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие групповой динамики
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Социальные группы в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий