Обычно выделение стадий в процессе социализации связано с ее пониманием. В современной западной науке существует многообразие подходов к интерпретации и классификации этапов социализации.
Теория ролей Дж. Мида. В теории ролей социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия. По мнению американского психолога Джорджа Герберта Мида (1863—1931), формирование собственного «Я» происходит не только в результате реагирования человека на какой-то стимул, но и по причине его принадлежности к какой-либо социальной группе, что делает его носителем определенных прав и обязанностей. Социализация как процесс формирования личности, по Дж. Миду, включает три стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей.
- Первая стадия — имитация. Она связана с тем, что дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Это выражается в том, что с помощью игрушек они совершают те же действия, что и родители («варят суп» на игрушечной плите и т.п.).
- Вторая стадия — игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, папы, мамы и т.д. В процессе игры они приписывают своим персонажам определенный характер, интонации, смысл. На этой стадии формируется человеческое «Я» благодаря реакции на воздействие (например, критику) со стороны значимых для себя людей: родственников, друзей.
- Наконец, третья стадия — коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы. На этой стадии формируется чувство социальной идентичности, т.е. принадлежности к группе, общности, обществу.
Ряд авторов рассматривают социализацию как ответ на кризис. В основе социализации лежит преодоление кризисов, выступающих основой развития личности в течение всей жизни. Так, американский психолог Эрик Эриксон (1902—1994), родившийся в Германии и испытавший влияние 3. Фрейда, выделяет восемь стадий, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса. Пять первых стадий приходятся на детство, а три последующие соответствуют этапам жизни взрослого человека: шестая — одиночество, когда взрослый человек стремится к искренним и доверительным отношениям с постоянным партнером, и если это не удается, то люди расстаются; седьмая — застой (средний возраст: осуществление родительских функций и особый интерес к карьере; восьмая — отчаяние (старость), люди подводят итоги своей жизни: либо они испытывают чувство горечи, либо спокойно встречают старость.
Обобщая исследования зарубежных и отечественных ученых, можно выделить этапы социализации, которые соответствуют жизненным циклам человеческой биографии, т.е. наиболее важные вехи в становлении личности: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию. Все эти жизненные циклы можно объединить в два больших этапа:
- ранняя социализация (до 15—18 лет);
- поздняя социализация (вступление во взрослую жизнь).
Самый главный этап с точки зрения формирования социальных качеств — первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.
Конечно, в разных культурных средах, в различных обществах границы этих этапов могли смешаться. Так, в Древнем Риме можно выделить три этапа социализации в соответствии с развитием способности иметь права и нести обязанности:
- до 6 лет — малолетние, лишенные каких-либо прав и зависящие от родителей или опекунов;
- от 6 до 12 (девушки) и до 14 (юноши) — частично дееспособные, т.е. они уже имели права, могли заключать сделки и выходить замуж или жениться;
- с 25 лет — полностью дееспособные