Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции

В процессе эволюции живых организмов у них с необходимостью формируются управляющие подсистемы. У высших животных и человека органом управления является нервная система, прежде всего большие полушария головного мозга. Именно нервная система управляет функционированием высших организмов, способствуя удовлетворению их потребностей. Кроме того, нервная система осуществляет саморегуляцию организма, обеспечивает поддержание постоянства его характеристик, оптимизацию жизнедеятельности и динамическое равновесие организма с естественной средой. Деятельность нервной системы направлена, с одной стороны, на объединение всех элементов организма, а с другой — на адаптацию организма к внешней среде. Нервная система человека является носителем психики человека.

Центральное место в нервной системе любого живого организма занимает мозг, который непосредственно влияет на обмен веществ, регуляцию газообмена и термообмена организма, функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Стимулирующее и регулирующее воздействие мозга испытывают не только органы, но и ткани, а также отдельные клетки организма. Работу мозга обусловливают тончайшие физико-химические, биофизические и биохимические процессы, протекающие в нервных тканях и клетках. При этом психические процессы взаимосвязаны с физиологическими, поскольку основу физиологических процессов также составляют разнообразные физико-химические, биофизические и биохимические процессы.

При этом, чем выше степень организации объекта управления, тем значительнее роль нервной системы как органа управления. Соответственно, чем совершеннее нервная система, тем больше степень ее воздействия на деятельность организма. Именно у человека нервная система достигла своего наивысшего развития. Нервная система человека и ее высший отдел — головной мозг — являются результатом не только биологической, но и социокультурной эволюции.

Основными элементами нервной системы живых организмов являются нервные клетки, или нейроны. Нейрон — это нервная клетка имеющая свое особое строение. Нейроны состоят из тела клетки, аксона и нескольких дендритов. Функция нейронов — создавать и проводить нервные им-пульсы. Нервная система представляет собой особые соединения нейронов в нейронные цепи. Работа нейронных цепей осуществляется по принципу отражения, или рефлексу. Деятельность нервной системы основана на свойствах нервной ткани — возбудимости и проводимости. Человек реагирует на любое раздражение, идущее из внешней среды. Эта ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая через центральную нервную систему, называется рефлексом, а путь, который проходит возбуждение, — рефлекторной дугой (рисунок 2.1.1).


Нервная система человека состоит из центральной (спинной и головной мозг), периферической (соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц) и вегетативной (регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, желез и других органов).

Единая нервная система условно делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система обеспечивает связь организма с окружающей средой, передвижение в пространстве и реакции взаимодействия через ощущения. Соматическая система осуществляет произвольный контроль деятельности скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система — это все нервные связи, отвечающие за работу внутренних органов и внутренних процессов, протекающих в организме, а также гомеостаз в целом. Она в большинстве случаев не поддается произвольной регуляции. Вегетативная нервная система регулирует частоту сердечных сокращений, сокращение и расслабление гладкомышечной мускулатуры разных органов, приспособление хрусталика глаза к определенному расстоянию, секреции эндокринных желез и другие функции. Вегетативная система осуществляет свою работу без осознания человеком процессов, происходящих во внутренних органах и без волевого участия.

До сегодняшнего времени, рассматривая работу организма человека, многие люди разделяют на отдельные плоскости работу тела и души, как нечто друг от друга независимое. Объясняя это тем, что душа управляет телом и, наполняя его своей сущностью, продолжает свое существование в момент смерти тела. Такой подход во многом объяснялся религиозными представлениями, существовавшими в прошлом, и эти представления переданы через поколения незримо в настоящее время.

В период Ренессанса механический взгляд философа Р. Декарта на тело и душу во многом повлиял на дальнейшее направление научной мысли. Р. Декарт представлял тело как механический аппарат, работу которого можно объяснить физическими законами, и через механическое взаимодействие тела человека с внешним материальным миром объяснял все действия и функции человека. Душу Декарт рассматривал как нечто независимое, не принадлежащее телу, высшую субстанцию. Отсюда возникло такое разделение, и зачастую пренебрежение к телу, как к чему-то низшему, животному началу в человеке. Декарт предполагал, что душа спускается в тело человека и имеет свое местонахождение. По его мнению, душа могла находиться в шишковидной железе, еще одно название этой железы — эпифиз. Сегодняшние исследования показали, что шишковидная железа — это железа внутренней секреции, участвующая в процессах регуляции роста, полового созревания, поддержания гомеостаза, взаимосвязи внутренней среды организма с окружающей средой. Механистический взгляд Декарта во многом повлиял на отношение к физическому телу человека, как к чему-то отдельному от чувственной области.

С возникновением науки психологии, рассматривающей психологические проявления человека, была доказана тесная взаимосвязь работы тела и всех психических процессов, протекающих в теле человека. Работа мозга человека до сих пор представляет собой сложную, не до конца открытую и понятную с научной точки зрения систему. Работа мозга включает в себя сложную взаимодействующую систему тринадцати миллиардов клеток, связанных между собой. И работа этих клеток обуславливает функционирование сознания. Нейрологические и психофизиологические исследования мозга объясняют многие субъективные переживания человека и его поведение. Эти исследования показали неразрывную связь тела и души человека.

Источник: 
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов медицинских вузов / Ж. И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2014. — 168 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.