Ресурсы руководителя

Как уже отмечалось, на эффективность управленческой деятельности оказывает влияние большое количество факторов, одним из которых являются навыки руководителя взаимодействовать с ресурсами. Многочисленные примеры менеджеров, находящихся в одной и той же организационно-управленческой или деловой ситуации и получающих при этом различные, порой, значительно отличающиеся, результаты, говорят о том, что значимость управленческих навыков работы с ресурсами невозможно переоценить. Следует подчеркнуть, что не ресурсы сами по себе, т. е. их наличие или отсутствие, рассматриваются в качестве факторов управленческого успеха, а именно умение руководителя взаимодействовать с ними – осуществлять их поиск, актуализацию, адаптацию и использование в своей профессиональной практике.

Известные теоретики в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают, что в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. При этом под основными ресурсами, используемыми организацией, они понимают людей (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технологии и информацию.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1987) представлены следующие определения категории «ресурс»: запасы, источники чего-нибудь; средство, к которому обращаются в необходимом случае.

В справочнике практического психолога «Кризисная психология» находим, что под ресурсами обычно понимаются деньги, социальная поддержка (социальные взаимосвязи и взаимоотношения), социальные навыки и власть. Очень большое значение имеют социальные навыки. Они позволяют вступать в предпочитаемые отношения с другими людьми.

К ресурсам личности различные авторы относят широкий спектр материальных и нематериальных компонентов – от физической привлекательности до психологических качеств, позволяющих эффективно действовать, добиваться профессионального успеха и справляться с жизненными трудностями.

По классификации С. Хобфолла ресурсы включают:
1) материальные объекты (доход, дом, одежда) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей.
По мнению П. Друкера, в бизнесе существуют только два вида ключевых ресурсов: первый вид – знания, т. е. квалифицированные кадры в сферах управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара, и второй вид – деньги.

Условно ресурсы руководителя можно разделить на следующие группы:
• временные – самый важный и единственный невосполнимый из всех доступных ему ресурсов;
• властные – должностные полномочия или права единолично (самостоятельно, без постороннего влияния) принимать управленческие решения, обязательные для выполнения всеми подчиненными ему сотрудниками;
• материально-вещные – финансы, оборудование, сырье, материалы и т. п., которыми он может самостоятельно распоряжаться, принимая и реализуя управленческие решения;
• информационные;
• людские – сотрудники, персонал;
• психологические.

Психологические ресурсы подразделяются на следующие виды:
• внутренние, присущие самому руководителю, – качества личности (жизнестойксоть, стрессоустойчивость, саморегуляция, интернальность, счетность мышления, полихроничность, поисковая активность и др.), опыт преодоления различного рода сложных ситуаций, установки, взгляды, ценности, жизненные смыслы;
• внешние, находящиеся вне личности руководителя, – ресурсы в социальных областях, к которым он может обращаться для «наращивания» своей психологической устойчивости, живучести, жизнестойкости, а также получения психологической поддержки, вдохновения, принятия и т. п. Такими областями могут быть семья, коллектив единомышленников, группы по интересам.

Говоря о психоэнергетическом ресурсе человека, В.Л. Бакштанский и О.И. Жданов (2003) отмечают, что это не предмет унаследованной собственности, это процесс. Это то, что вы делаете, результат ваших мыслей и чувств. Ваш психоэнергетический ресурс – это функция вашей успешной жизни, активной жизненной позиции во всем, в том числе и по отношению к самому себе. Свой ресурс надо не просто беречь – им нужно управлять для достижения своей главной жизненной цели. Проникнуться идеей активного управления своим психоэнергетическим ресурсом – значит, обеспечить себе возможность выбора успешной жизни.

В настоящее время в психологии в качестве значимого ресурса личности рассматривается социальная поддержка, необходимая человеку для преодоления негативного воздействия на него различных стрессогенных факторов. Социальная поддержка – это воспринимаемая человеком характеристика межличностных отношений, в которые он включен по роду своей деятельности, и которые ему доступны в настоящий момент. В отмеченных работах социальная поддержка рассматривается преимущественно как ресурс, повышающий стрессоустойчивость личности и позволяющий ей успешно преодолевать трудную ситуацию.

Таким образом, к ресурсам руководителя относятся материальные и психологические конструкты, посредством, при помощи и при поддержке которых он добивается запланированных результатов, т. е. достигает поставленных организационно-управленческих и деловых целей.

Как показывает опыт консультативной и тренинговой работы с руководителями различных управленческих уровней, область взаимодействия с ресурсами является для них актуальной и при этом достаточно сложной. Эта сложность обусловливается многими причинами, среди которых необходимо прежде всего отметить непонимание первичности управленческой функции целеполагания, неспособность провести оценку необходимых для работы ресурсов, стереотипность мышления при анализе источников их привлечения, а также последующее их нерациональное распределение и использование.

Правила работы руководителя с ресурсами
1. Ресурсы вторичны по отношению к цели.
Наличие четкой цели дает руководителю понимание того, какие ресурсы и в каком объеме необходимы для ее достижения. Грамотно сформулированная цель запускает действенный механизм: осмысления (просчитывания, калькуляции) необходимых ресурсов, их целенаправленного поиска, актуализации и привлечения, и затем – грамотного использования привлеченных ресурсов. Среда, в которой находится руководитель, предоставляет ресурсы не сами по себе, а под конкретную цель. Определив цель как образ желаемого результата, руководитель как бы настраивает свое управленческое сознание на поиск необходимых ресурсов: информация, касающаяся объекта вашей цели, начнет попадать в поле вашего зрения, и перед вами начнут раскрываться возможности, которые ведут вас к ее достижению.
2. Ресурсы есть всегда, но, как правило, их количество ограничено.
В связи с этим руководителю нужно понимать, где находятся источники ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Один руководитель видит эти источники и может их результативно использовать, а другой – нет. Здесь важен креативный подход к поиску ресурсов, развитие у руководителя творческого мышления, направленного на изменение поисковой активности. Важным управленческим навыком является осуществление взаимозаменяемости ресурсов.
3. Руководитель должен грамотно распределять и использовать ресурсы. Один и тот же ресурс может быть направлен на решение различных задач. Умение пользоваться ресурсами и ответственность за получаемый результат лежит на том, кто этот инструмент «взял в управленческую руку», т. е. на руководителе. Даже имея все необходимые ресурсы, он, порой, не способен ими грамотно распорядиться. В отечественной управленческой практике, к сожалению, стало «доброй традицией» безответственное и нерациональное отношение к имеющимся ресурсам.
Как отмечают теоретики менеджмента, в частности А.П. Прохоров (2002), у сложившейся системы управления нет потребности экономить ресурсы. Расточительство с лихвой компенсируется высокими мобилизационными возможностями. Рационально мыслящий русский управленец не тратит время и силы на экономию, он тратит их на привлечение дополнительных ресурсов. Отечественная история предоставляет большое количество примеров безответственного отношения к ресурсам, даже в тяжелые для страны периоды.
4. Руководитель, управляя ресурсами, должен осуществлять их концентрацию на приоритетных направлениях.

Концентрация – значимый фактор получения предприятием максимально возможных результатов. Для повышения эффективности деятельности грамотный руководитель должен концентрировать свои усилия на тех товарах, услугах, покупателях, рынках, каналах сбыта, конечных пользователях, которые дадут наибольший экономический эффект. Оценка результативности работы с ресурсами должна производиться не по количеству выполнения более сложных операций, а по количеству действий, дающих больший эффект.

Следуя П. Друкеру (2001), лучшие специалисты организации должны быть сосредоточены там, где находятся главные бизнес-возможности, на направлениях с наибольшей отдачей каждой единицы проделанных работ.
5. В своей управленческой деятельности руководитель должен учитывать феномен борьбы за ресурсы как составляющей конкурентных отношений на всех уровнях – от межличностного до глобального (рыночного). В связи с этим для профилактики и минимизации конфликтов внутри своей организации и создания равных возможностей для всех субъектов – сотрудников и структурных подразделений – ему необходимо грамотно организовать процесс управления распределением организационных ресурсов.

Источник: 
Трусь А.А., Психология управления