Управленческая культура руководителя школы

Управленческая культура руководителя школы представляет собой творческую самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении школой. Управленческая культура руководителя состоит из следующих компонентов: аксеологический, технологический и личностно-творческий компоненты.


Аксеологический компонент представлен управленческо-педагогических ценностей, которые имеют значение в руководстве современной школы. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценностями, в свою очередь, могут быть:

  • ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целиуправления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления системой образования, школой, педагогическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);
  • ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школоведческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внутришкольного менеджмента, критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.);
  • ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом коллективе, возможности его формирования и управления;
  • ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидуальных, личных, поведенческих качеств руководителя (способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и т.д.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

Ключевые слова: Руководитель
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме
Этикет руководителя
Ботавина, Этика деловых отношений
Функции руководителя при работе с персоналом
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Потенциал развития личности руководителя
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Детерминанты психического выгорания руководителя
...
Директор по управлению проектами
...
Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Функции руководителей
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Психология кадрового менеджмента и подготовка руководителя
...
Оставить комментарий