Развитие малых групп

Вопросы группообразования волнуют многих исследователей. Интерес к данному явлению продиктован желанием прогнозировать процессы групповой динамики: знание этапов развития группы позволит их контролировать. Важны прогнозы в феномене распределения и принятия ролей членами группы, возникновении межличностных конфликтов, выборе и сменяемости лидера. В первую очередь в этих ключевых элементах групповой динамики заинтересован исследователь, оказывающий помощь в бесконфликтном группообразовании. Также эти сведения важны специалистам, организующим эффективные производственные группы. Данные сведения важны в практике воспитательной работы общеобразовательных школ, в детских садах, учреждениях дополнительного образования и многих других социальных структурах.

На сегодня существует несколько десятков моделей группообразования, рассматривающих этот феномен с различных позиций. Остановимся на некоторых, представляющих определенный профессиональный интерес. В частности, среди авторов, посвятивших работы данному феномену, следует выделить американских социальных психологов - У. Бенниса, Г. Шепарда, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, М. И. Келли и Б. Такмана, отечественных исследователей И. П. Волкова, А. В. Петровского и Л. И. Уманского.

В теории группообразования У. Бенниса и Г. Шепарда процесс формирования группы проходит четыре этапа, которые они называют «субфазы». Теория построена на описании процесса выбора и смены лидера. Соответственно, каждая «субфаза» отражает специфику ориентации группы на лидера (Беннис, Шепард, 1984).

В теории М. Вудкока и Д. Фрэнсиса рассматривается пять стадий или этапов развития группы: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность и зрелость. Группа в своем развитии проходит от первого впечатления друг о друге до эффективной деятельности.

На стадии притирки члены вновь образованной группы присматриваются, скрытно определяют индивидуальные цели и задачи, причины прихода индивида в группу. Исследовательская работа продолжается некоторое время, поэтому коллективный труд на данном этапе отсутствует.

Во втором периоде происходит выбор лидера; образуются группировки, которые начинают критиковать лидера; происходит борьба за лидерство. Большое значение приобретают межличностные отношения.

Третью стадию авторы назвали «экспериментирование», члены группы оценивают свои способности, понимают возможности членов группы. Возникает желание экспериментировать и работать эффективно.

На четвертой стадии группа обладает достаточным опытом и эффективно использует имеющиеся возможности в решении сложных вопросов своего функционирования группы. Группа эффективно преодолевает сложности; возникающие проблемы творчески решаются. 

На пятой стадии - зрелости - между членами группы существуют прочные дружеские связи. Группа может переживать сплоченность, а индивидуальные цели подчиняются общественным. В группе благоприятная психологическая атмосфера; многие ее члены участвуют в принятии групповых решений (Вудкок, Фрэнсис, 1991).

Двухфакторная, или двухмерная, модель развития Б. Такмена получила, пожалуй, самую большую популярность. Такмен представляет теорию развития группы, исходя из анализа условий, в которых она формируется. В качестве условий он рассматривает две стороны: групповую и межличностную активность. Каждая из этих сторон в своем развитии проходит четыре этапа (или стадии).

В сфере межличностной активности Такмен выделяет стадии проверки и зависимости, внутреннего конфликта, групповой сплоченности и ролевой соотнесенности.

В сфере групповой, или деловой, активности автор выделяет этап ориентировки в задаче, эмоционального ответа на требования задачи, открытого ответа релевантными интерпретациями и принятия решений (цит. по: Кричевский, 2001).

Отечественный исследователь И. П. Волков при построении концепции «Эмоциональная динамика группообразования» исходил из работ, выполненных по межличностному общению в малых группах. В рамках его концепции группа проходит следующие этапы:

  1. Этап первичного восприятия и опознания. На этом этапе формируется первое эмоциональное впечатление о партнерах, основанное на его индивидуальной памяти из прошлого. Формируются установки в адрес партнеров, основанные на первом впечатлении.
  2. Этап сближения. На этом этапе происходит оценка членов группы, их способностей и возможностей. Также осуществляется оценка себя на фоне возможностей других; рассматриваются варианты совместных действий; оцениваются роли партнеров по группе.
  3. Этап совместного действия. Происходит принятие межличностных ролей; на основе оценки способностей и возможностей членов группы происходит определение их социального статуса.
  4. Этап сцепления. Формируются и принимаются нормы общения; появляется чувство общности «мы». Принимаются и реализуются перспективные планы развития группы (Волков, 1978).

В 1967 году в социально-психологической лаборатории, созданной в Курском государственном педагогическим институте, Л. И. Уманский предложил параметрическую концепцию развития коллектива. (Справедливости ради: концепция Уманского представляет собой не динамику развития группы (коллектива), а только признаки наличия коллектива.) Итак, признаками наличия коллектива по Уманскому являются:

  • наличие общих ценностей для всех членов группы;
  • наличие совместной деятельности;
  • эмоциональное единство группы;
  • способность противостоять трудностям и т. д. (Уманский, 1980).
Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Условия формирования групп подростков
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Возникновение группового тестирования
...
Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Понятие первичной группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Межличностное общение в социальной группе
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий