Развитие малых групп

Вопросы группообразования волнуют многих исследователей. Интерес к данному явлению продиктован желанием прогнозировать процессы групповой динамики: знание этапов развития группы позволит их контролировать. Важны прогнозы в феномене распределения и принятия ролей членами группы, возникновении межличностных конфликтов, выборе и сменяемости лидера. В первую очередь в этих ключевых элементах групповой динамики заинтересован исследователь, оказывающий помощь в бесконфликтном группообразовании. Также эти сведения важны специалистам, организующим эффективные производственные группы. Данные сведения важны в практике воспитательной работы общеобразовательных школ, в детских садах, учреждениях дополнительного образования и многих других социальных структурах.

На сегодня существует несколько десятков моделей группообразования, рассматривающих этот феномен с различных позиций. Остановимся на некоторых, представляющих определенный профессиональный интерес. В частности, среди авторов, посвятивших работы данному феномену, следует выделить американских социальных психологов - У. Бенниса, Г. Шепарда, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, М. И. Келли и Б. Такмана, отечественных исследователей И. П. Волкова, А. В. Петровского и Л. И. Уманского.

В теории группообразования У. Бенниса и Г. Шепарда процесс формирования группы проходит четыре этапа, которые они называют «субфазы». Теория построена на описании процесса выбора и смены лидера. Соответственно, каждая «субфаза» отражает специфику ориентации группы на лидера (Беннис, Шепард, 1984).

В теории М. Вудкока и Д. Фрэнсиса рассматривается пять стадий или этапов развития группы: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность и зрелость. Группа в своем развитии проходит от первого впечатления друг о друге до эффективной деятельности.

На стадии притирки члены вновь образованной группы присматриваются, скрытно определяют индивидуальные цели и задачи, причины прихода индивида в группу. Исследовательская работа продолжается некоторое время, поэтому коллективный труд на данном этапе отсутствует.

Во втором периоде происходит выбор лидера; образуются группировки, которые начинают критиковать лидера; происходит борьба за лидерство. Большое значение приобретают межличностные отношения.

Третью стадию авторы назвали «экспериментирование», члены группы оценивают свои способности, понимают возможности членов группы. Возникает желание экспериментировать и работать эффективно.

На четвертой стадии группа обладает достаточным опытом и эффективно использует имеющиеся возможности в решении сложных вопросов своего функционирования группы. Группа эффективно преодолевает сложности; возникающие проблемы творчески решаются. 

На пятой стадии - зрелости - между членами группы существуют прочные дружеские связи. Группа может переживать сплоченность, а индивидуальные цели подчиняются общественным. В группе благоприятная психологическая атмосфера; многие ее члены участвуют в принятии групповых решений (Вудкок, Фрэнсис, 1991).

Двухфакторная, или двухмерная, модель развития Б. Такмена получила, пожалуй, самую большую популярность. Такмен представляет теорию развития группы, исходя из анализа условий, в которых она формируется. В качестве условий он рассматривает две стороны: групповую и межличностную активность. Каждая из этих сторон в своем развитии проходит четыре этапа (или стадии).

В сфере межличностной активности Такмен выделяет стадии проверки и зависимости, внутреннего конфликта, групповой сплоченности и ролевой соотнесенности.

В сфере групповой, или деловой, активности автор выделяет этап ориентировки в задаче, эмоционального ответа на требования задачи, открытого ответа релевантными интерпретациями и принятия решений (цит. по: Кричевский, 2001).

Отечественный исследователь И. П. Волков при построении концепции «Эмоциональная динамика группообразования» исходил из работ, выполненных по межличностному общению в малых группах. В рамках его концепции группа проходит следующие этапы:

  1. Этап первичного восприятия и опознания. На этом этапе формируется первое эмоциональное впечатление о партнерах, основанное на его индивидуальной памяти из прошлого. Формируются установки в адрес партнеров, основанные на первом впечатлении.
  2. Этап сближения. На этом этапе происходит оценка членов группы, их способностей и возможностей. Также осуществляется оценка себя на фоне возможностей других; рассматриваются варианты совместных действий; оцениваются роли партнеров по группе.
  3. Этап совместного действия. Происходит принятие межличностных ролей; на основе оценки способностей и возможностей членов группы происходит определение их социального статуса.
  4. Этап сцепления. Формируются и принимаются нормы общения; появляется чувство общности «мы». Принимаются и реализуются перспективные планы развития группы (Волков, 1978).

В 1967 году в социально-психологической лаборатории, созданной в Курском государственном педагогическим институте, Л. И. Уманский предложил параметрическую концепцию развития коллектива. (Справедливости ради: концепция Уманского представляет собой не динамику развития группы (коллектива), а только признаки наличия коллектива.) Итак, признаками наличия коллектива по Уманскому являются:

  • наличие общих ценностей для всех членов группы;
  • наличие совместной деятельности;
  • эмоциональное единство группы;
  • способность противостоять трудностям и т. д. (Уманский, 1980).
Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Психология малых групп
Ритерман Т.П., Психология
Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Социально-психологические феномены в малых группах
Жуйкова И.В., Социальная психология
Групповая психокоррекция
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Виды власти в группе
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Эффективность групповой деятельности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Численность малой группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Межличностные отношения в малых группах
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий