Разделы классической общей и частной риторики

Деление на общую и частную риторику существует в русской традиции по крайней мере с конца XVII века. Во всяком случае, уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII века записано, что существуют как общие правила ведения и построения речи (предмет общей риторики), так и описание и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной риторики).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов, каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи:

  1. изобретение (лат. inventio — что сказать?),
  2. расположение (лат. dispositio — где сказать?),
  3. выражение (лат. elocuto — как сказать?),
  4. память (лат. memoria),
  5. произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы:

  1. образ оратора;
  2. изобретение — содержание речи; 
  3. композиция — расположение;
  4. речевые эмоции; 
  5. стиль речи (слововыражение и произношение).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и разворачивания речи. Квинтилиа-новская схема позволяет сделать следующее начальное описание, находящее отражение в большинстве современных риторик, решающих проблему построения монологической речи.

1.    Изобретение (inventio) — рождение замысла, создание идей, содержания речи. Содержание и доказательство предстоящей речи необходимо именно изобрести. Риторическое учение может предложить ритору определённую технику в создании идей и распространении речи. Эта техническая сторона воплощена в учении об общих местах (топике) — способах построения доказательств или развёртывания речи (с помощью определения того, о чём мы будем говорить, соотнесения с целым или частью, родом или видом, говоря о причине, условии, месте, времени, сравнении, подобии, противоположном и т.д.). Содержание речи может быть развёрнуто и с помощью разного рода примеров. Техника изобретения не может применяться формально, но соотносится с уместностью отбора материала речи для данной ситуации. Как правило, содержание речи не может не требовать новизны, оригинальности, индивидуальности творческих усилий говорящего. Довольно сложным моментом, вызывающим споры учёных, является вопрос о вдохновении (приходящем «свыше» или вызываемом технически), индивидуальных способностях к изобретению каждого из говорящих. Речевая эмоция рождается уже в содержании речи, поэтому само изобретение невозможно вне эмоциональных усилий создателя речи. Раздел речевых эмоций всегда входил в первую часть риторики — в современной риторике он разработан явно недостаточно.

2.    Расположение (dispositio) — раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Классические риторики предлагали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

Термин «расположение» может пониматься и шире — «как сам процесс воплощения замысла речи в словесный ряд». В таком случае будут рассматриваться различные способы, характеры и стили воспроизводства речи, устно-письменного взаимодействия (например, как различные типы ораторов готовятся к устной речи, заранее готовя письменные тексты или импровизируя).

3.    Выражение (elocutio) — раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами выражения:

  1. «рассмотрение слога и его достоинств», 
  2. рассмотрение «всех видов украшений».

Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем способов украшенного расположения этих слов в фигурах речи — один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную — без осуществления этой задачи невозможно добиться риторической цели.

Как сказать? — это вопрос прежде всего стиля речи. В этой части говорится о выборе слов. Словарь любого языка даёт нам максимальную палитру красок. Всякий ритор должен искать уместный индивидуальный стиль в том виде словесности, в котором он участвует волею житейских или профессиональных обстоятельств. При этом необходимо воспользоваться советом Аристотеля: «показать себя человеком известного склада», что означает умение пользоваться не нейтральными (блеклыми, срединными, серыми) словами, а максимально разнообразить и обогащать слововыражение, обращаясь в пределах уместности и к возвышенному стилю, и к словам простым, но, как писали раньше, без вульгарности.

4.    Память (memoria). Перед тем как произнести отобранный и записанный материал речи, необходимо его запомнить. «Память есть совершенное и крепкое в разум взятие вещей словесных», — записано в «Риторике» 1620 года. Но как осуществить это закрепление в памяти? Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к произношению будущей речи. В сущности вопрос памяти — это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме:

  1. заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста («зубрёжку» как механическое запоминание необходимо отличать от осмыслённого, вдумчивого проговаривания текста);
  2. неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении;
  3. пропитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 
  4. произнесение речи без письменного текста — самостоятельно или перед кем-то;
  5. пропитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Запоминание текста происходит тогда, когда для оратора в его внутренней подготовке выстраивается композиция речи в ясной последовательности ее частей. При этом каждая часть соотносится либо с каким-либо образом, либо с цифрой, пронумеровавшей часть текста. Оратор должен ярко, ясно и сосредоточенно представлять себе то, о чем говорит, — тогда образы и слова начинают приходить как бы сами собой в нужной последовательности.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждый человек должен понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее свойствен ему.

5.    Произношение и телодвижение. Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это — последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

«Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (пословица). Неслучайно великий древнегреческий оратор Демосфен называет главным в ораторском искусстве «произношение и телодвижение» (латинский термин pronuntiatio).

В произношении или голосоведении приходится обращать внимание на ряд вопросов: темп или ритм, паузация, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания. Поскольку стилю речи будет посвящена особая глава, скажем кратко лишь об одном качестве — громкости. Само по себе обладание громкостью не является достоинством — необходимо уметь распорядиться имеющимися у вас голосовыми возможностями. Недостатком может быть и слишком громкий, и слишком тихий голос: громкий голос отторгает слушателей, мешая воспринимать содержание речи, тихий голос нередко не доходит до слушателей, вызывая их раздражение. Значит, громкость должна быть оптимальной, как бы «заманивающей» к слушанию речи. При этом возможны, скажем, перепады громкости, которые становятся голосовой игрой, разнообразящей восприятие речи.

Именно пятый раздел общей риторики включал требования к телодвижению, или пластике тела, мимике и жестикуляции. Воспитание ритора начинается с постановки тела, а восприятие речи оратора — с оценки его внешнего вида: облика, костюма, манеры держаться, походки, мимики, жестов. Внешнее выражение и контакт с аудиторией начинаются еще до речи, поэтому необходимо уделить самое большое внимание этой «внешней» стороне оценке говорящего человека. Когда же начинается звучащая речь, то вместе с человеком, образно выражаясь, говорит и все его тело: «говорят» руки, ноги, поворот фигуры, головы, выражение лица и т.д.

В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом уже произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Предметом частной риторики является рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Под словесностью традиционно понималась «совокупность произведений человеческой мысли, получающих своё окончательное выражение в слове» [Энциклопедический словарь «Гранат»: 518J, «совокупность словесных произведений, или произведений слова, созданных человечеством». Однако обозрение всех произведений словесности (или всех речевых произведений), создаваемых даже одним человеком, невозможно — тогда мы потонули бы в океане текстов. Принципы культуры заставляют общество отобрать наиболее ценные тексты, систематизировать их и пытаться выработать рекомендации к их построению.

Систематизация текстов выстраивается в общей филологии, где «каждое высказывание, созданное кем-либо и так или иначе завершенное, принято называть произведением словесности или словесным произведением». Для создания словесного произведения требуется воплотить замысел речи в определенном целенаправленном труде, когда соединение орудий речи с материалом речи позволяет создать текст словесного произведения. Поскольку существует множество видов орудий речи (органы артикуляции, орудия письма, печатное оборудование), материалов речи (воздух, бумага, магнитофонная лента, печатающие устройства и пр.), можно говорить об определенной фактуре речи, которая представляет собой «обработанный определенными орудиями определенный материал речи».

В современном развитом обществе постиндустриального типа историческое развитие техники речи позволяет выделить четыре основных фактуры речи, которые показывают в самом общем виде историческое движение человечества: устную речь, письменную речь, печатную речь, речь средств массовой коммуникации. Эта классификация родов словесности, развиваемая далее в деление на виды и жанры словесности, чрезвычайна важна, поскольку материальные возможности фактуры речи диктуют содержание и характер общения.

Традиционная риторика занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием — «справедливое или несправедливое»). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, например, «Риторика» Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии, включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Русские риторики XIX века значительно расширили состав рассматриваемых видов словесности. А.Ф. Мерзляков указывает на следующие «роды»: «а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) история истинная и вымышленная, е) речи (последние по «содержанию и намерению» делились на «духовные, политические, судебные, похвальные и академические». Значительно расширенной выглядит эта схема у Н.Ф. Кошанского, подробно разбирающего предмет частной риторики в 6 разделах: «

  1. словесность, 
  2. письмо, 
  3. разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 
  4. повествование, 
  5. ораторство,
  6. учёность».

Во второй половине XIX века с заменой риторики на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.

Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Так, Ю.В. Рождественский предлагает рассматривать следующие роды и виды словесности:

1.Устная словесность:

  • адописьменная, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор);
  • литературная, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип и подразделяемая на ораторику (судебная, совещательная, показательная речи), гомилетику (учебная, пропагандистская, проповедническая речи) и сценическую речь.

2.    Письменная словесность, где в зависимости от писчих / неписчих орудий и материалов письма выделяются: сфрагистика, эпиграфика, нумизматика и палеография, а в палеографии — основные виды или классы письменной речи: письма, документы, сочинения.
3.    Печатная словесность, литература:художественная, научная, журнальная.
4.    Массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

Эта схема соответствует картине исторического развития языка в человеческом обществе на базе технического прогресса, то есть в начале появляется:

  1. устная речь, которая объединяет людей в семейно-родовом и патриархальном обществе, 
  2. с письменной речью и соответствующими видами возникают искусства и науки, религиозные и философские учения; печатный станок рождает
  3. печатную литературу и её развивающиеся виды: научную, художественную, журнальную литературу. Каждый последующий род и вид словесности не только не ликвидирует, но обогащает и усложняет уже существовавшие виды. XX век посредством развития электронной техники позволил создать новую фактуру речи, в рамках которой развилась
  4. массовая коммуникация (радио, телевидение, прессу, рекламу, кино) с максимально широкой аудиторией и, конечно, своими законами и нормами регуляции речи.

Современная развитая языковая личность должна быть знакома со всеми существующими в современной цивилизации видами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как коллективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становиться исполнителем речи. Конечно, каждый человек специализируется лишь в определённой сфере деятельности, а потом в определённых формах речи (например, пишет художественные произведения, или занят деловым общением, или читает лекции), но каждому члену общества необходимо знать основные законы управления речью как законы управления обществом.

Ключевые слова: Риторика
Источник: Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Риторика и этика
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Цицерон о риторическом знании
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Этос. Пафос. Логос.
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Законы речи и правила риторики
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Принцип развития речи
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Метод Квинтилиана
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Метод Аристотеля
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Риторический пафос
Волков А. А., Основы риторики
Оставить комментарий