Расстройства мышления и интеллекта. Кратко

При расстройстве интеллекта человек утрачивает способности к успешному приобретению и применению теоретических знаний и практических умений в своей деятельности. Такой человек не может грамотно поставить жизненную задачу и успешно решить ее. Дефекты интеллекта носят разнообразный характер.

К примеру, некоторые больные с психическими расстройствами успешно справляются с трудными интеллектуальными заданиями, но им не под силу простейшие задачи.

Если преобладает апатоабулический синдром, он характеризуется невозможностью больным применить знания, полученные им после начала заболевания. Люди, страдающие таким синдромом, могут выполнить только простые задания.

При органических поражениях головного мозга возникают прогрессирующие формы психического истощения, больной утрачивает способность вести высшую мыслительную деятельность. Для решения заданий таким больным требуется значительно больше времени.

Значительные изменения интеллекта возникают у больных эпилепсией. У них нарушается способность общения, темп речи становится медленнее, в словарном запасе преобладают речевые штампы.
Оценка интеллекта при задержке психического развития проводится на фоне уровня общей сформиро-ванности психофизиологических функций человека. При этом необходимо учитывать, что часто с возрастом интеллектуальный дефект исчезает.

Расстройство интеллекта наблюдается при психических расстройствах, сопровождающихся слабоумием. Слабоумие бывает врожденным (олигофрения) либо приобретенным (деменция). В основе приобретенного слабоумия лежит разрушение нормально развитого мозга, в основе врожденного — недоразвитие головного мозга. Олигофрения сопровождается неспособностью к дальнейшему усвоению информации и ее обобщению.

К понятию «расстройства мышления» относят следующие симптомы.
Повышенная скорость возникновения мысли, переходящая в неуправляемый мыслительный поток (ментизм). При таком симптоме больной быстро переходит от одной мысли к другой, не успевая высказать одно суждение, перескакивает ко второму, затем — к третьему и т.д. При быстрой смене мыслей внешняя связь их в известной степени не нарушается. Речь, соответственно, становится торопливой и непоследовательной. Основное расстройство при скачке идей — ослабление внимания, выражающееся в отвлекаемое™.

Заторможенность возникновения мысли. С формальной стороны при этом расстройстве мышления имеется резкое замедление темпа течения мыслей. Больной медленно отвечает на вопросы. Время ассоциативной словесной реакции резко удлиняется. По своему содержанию заторможенное мышление характеризуется бедностью представлений, понятий и суждений.

Сложности при появлении новой мысли в результате преобладания уже имеющихся (обстоятельность мышления). Характеризуется обстоятельностью, крайним детализированием, вязкостью и витиеватостью суждений, приведением массы несущественных подробностей. По своему содержанию обстоятельное мышление относится к слабости суждений из-за отсутствия в нем различий существенного и несущественного.

Резонерствующее мышление характеризуется пустыми рассуждениями, на вид глубокомысленными, но лишенными содержательности.

Повтор преобладания одной и той же мысли (персеверация мышления).

Бессвязность (разорванность) мыслей — отсутствие способности обобщения мыслей, их анализа и формирования ассоциативных мыслительных связей. Крайним выражением разорванности мышления считается шизофазия (разорванность речи). При этом человек уже не в состоянии спроецировать определенную мысль, а способен лишь перечислять отрывочные суждения и представления.

Мысленная закупорка (шперрунг) проявляется в виде неожиданного обрыва мышления и речи.

Паралогическое мышление — попытка больным сопоставлять несовместимые образы, идеи, события и обстоятельства.

Расстройство мышления может также выражаться в образовании бредовых идей. Бредовые идеи — это чрезвычайно важный симптом психического расстройства. Появление бредовых идей — основной признак неотвратимости психического заболевания.

Бредовые идеи возникают на почве субъективной уверенности в их достоверности, не поддающейся изменению. Основу понятия бредовой идеи составляют четыре признака:

  1. возникновение на почве психического заболевания;
  2. ошибочное, не адекватное реальности содержание мысли;
  3. высокая степень субъективной уверенности в верности идеи;
  4. невозможность изменения мнения.

Существует классификация бредовых идей по их содержанию.

  • Бред величия может выражаться в том, что больной чу в-ствуетсебя необычайно умным и всесильным. Иногда бред величия также проявляется в бредовых идеях богатства.
  • При бреде изобретательства больные изобретают разнообразные фантастические предметы, вечные двигатели и т.д., которые должны осчастливить всех, составляют нелепые проекты псевдонаучных открытий и изобретений, придумывают чудотворные способы врачевания и т.д.
  • Эротический бред проявляется на фоне повышенного чувства красоты и привлекательности.
  • Бред самоуничижения, самообвинения (греховности) проявляется в том, что больные ищут всевозможные поводы для самообвинения, они считают себя несчастными и виновными перед близкими и обществом.
  • Бред нищеты. Наиболее типичен для старческих психозов. Одновременно с состоянием тревожной тоски у таких больных проявляются опасения, что они лишились имущества, им предстоит голодная смерть и т.д.
  • Бред заболевания ведет к страху за наличие у больного заболеваний, не имеющих места в действительности. Постоянное наблюдение за собой, выискивание отдельных симптомов занимает все внимание такого человека.
  • Бред преследования заключается в том, что человек видит себя окруженным и преследуемым врагами, имеющими цель его уничтожить.
  • Бред отношения и значения находится в близкой связи с бредом преследования и часто неотделим от него. При бреде значения различные малозначительные жизненные факты приобретают в глазах больного особое значение. При бреде отношения больной видит во всем намеки, имеющие особое отношение к его личности.
  • Бред физического воздействия, при котором у больных возникает убеждение, что на них воздействуют разного рода физическими силами: лучами, магнитами, электричеством, радиоволнами, радиацией и т.д., причиняя тем самым очень тяжелые мучения.
  • При бреде ревности, или бреде супружеской неверности, больной подозревает, что его супруг (супруга) заводит тайные связи с другими женщинами (мужчинами).

Навязчивыми идеями называют представления и мысли, непроизвольно появляющиеся в сознании больного человека, который понимает всю их нелепость, но не в состоянии с этим бороться.

Навязчивые идеи составляют основу синдрома навязчивых состояний. В состав этого синдрома наряду с навязчивыми мыслями входят навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения к различным действиям. Обычно эти болезненные явления взаимосвязаны. Характерная особенность для навязчивых состояний — признак их преобладания в сознании при наличии критического отношения к ним со стороны больного. У больного навязчивые мысли могут заполнить все содержание мышления и нарушить его нормальное течение.

Навязчивые мысли отличаются от бредовых идей тем, что сам больной к навязчивым мыслям относится критически, он понимает их болезненность и необоснованность, они носят непостоянный характер, часто появляются эпизодически и не обязательно возникают на болезненной почве.

Сверхценные идеи — промежуточное состояние между навязчивыми и бредовыми идеями.

Под сверхценными идеями следует понимать ошибочные либо односторонние суждения или группы суждений, которые вследствие своей резкой аффективной (чувственной) окраски получают перевес над всеми остальными идеями, причем преобладающее значение этих идей сохраняется в течение длительного времени. Другими словами, в отличие от навязчивых состояний, они имеют положительно эмоциональную окраску. Такие идеи могут встречаться не только у больных, но и у здоровых людей. Причем возникают эти идеи не против желания человека, а в силу его чувственной потребности в них. Сверхценные идеи — это глубокое убеждение, которое человек ценит и которым дорожит. Иногда сверхценные идеи при помощи веских логических доводов поддаются коррекции.

Источник: 
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. : Издательство «Окей-книга», 2009. — 128 с.
Материалы по теме
Нарушения мышления и интеллекта
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Нарушения и расстройства мышления: что относится, какие есть по форме
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Мышление и интеллект
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Сверхценные образования и паранойяльные состояния
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Классификация вариантов нарушения мышления. Характеристика симптомов навязчивых идей по механизмам возникновения и по сочетанию с патологией других психических процессов
...
Нарушение личностного компонента мышления
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Расстройства интеллекта
А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN...
Патология на уровне интеллектуальной компоненты волевого акта
...
Оставить комментарий