Психологический пол и возраст

Наличие психологического пола выявлено уже у старших Дошкольников (Коляс-никова М. В., 1999). Однако до сих пор остается открытым вопрос: изменяется ли с возрастом количество лиц маскулинного, андрогинного и фемининного типа? Полученные в последние годы данные позволяют высказать на этот счет некоторые предположения, хотя получаемые в исследованиях результаты не всегда сходятся.

По данным Г. Рыбка, какой-либо однозначный вывод в отношении лиц мужского пола сделать трудно, поскольку число маскулинных, андрогинных и фемининных мальчиков колеблется без четкой динамики от VII класса до студентов (табл. 22.2). У лиц женского пола в X классе и у студентов фемининных значительно больше, чем у семиклассниц. Это происходит за счет уменьшения лиц андрогинного типа, в то время как количество маскулинных остается одинаковым. Превалирование андрогинных среди лиц мужского и женского пола можно объяснить использованием в исследовании методики С. Бем, в которой критерии маскулинности и фемининности ослаблены по сравнению с другими методиками (в частности, по сравнению с Фрайбургским опросником). Число маскулинных лиц женского пола и фемининных лиц мужского пола одинаково.


Из представленных в этой таблице данных следуют следующие выводы. От младших подростков к старшим увеличивается количество лиц с маскулинностью, а с фемининностью — уменьшается. Эта тенденция особенно ярко выражена у мальчиков, но наблюдается и у девочек. У младших подростков (как мальчиков, так и девочек) преобладают лица фемининного типа. У старших мальчиков преобладают лица маскулинного типа, а у старших девочек — андрогинного типа.

Увеличение числа маскулинных лиц у девочек от возраста 11-12 лет к возрасту 15-16 лет выявлено и Ж. Г. Назарян (2005), причем это наблюдалось на двух выборках — русской и армянской (в первой с 14 до 22%, во второй — с 10 до 18%). Однако у мальчиков увеличение было значительно ббльшим (соответственно с 19 до 43% и с 20 до 35%). Среди девочек преобладали фемининные (в группе 11-12 лет — 57%, в группе 15-16 лет — 50%). Однако и здесь видна тенденция снижения с возрастом числа фемининных девочек, хотя она и слабо выражена. У мальчиков также наблюдается тенденция снижения с возрастом числа фемининных. Количество андрогинных велико как среди девочек, так и среди юношей, что можно связать со спецификой методики С. Бем, использовавшейся автором данного исследования.

В пользу этого вывода говорят и данные, полученные С. В. Афиногеновой на девушках, не занимающихся спортом (табл. 23.3).


Как видим, рост числа маскулинных среди девушек не всегда имеет место. Количество маскулинных и фемининных может оставаться и стабильным при переходе от одной возрастной группы к другой.

Е. В. Козырева (2005), используя методику С. Бем, сравнивала выраженность маскулинности, андрогинности и фемининности у школьников (начиная с 14 лет) и студентов (18-23 года). Полученные данные свидетельствуют об увеличении с возрастом числа маскулинных лиц как мужского, так и женского пола (за счет андрогинных) и о неизменности числа фемининных (табл. 22.4).


А. И. Тупицына (2004) среди школьников мужского пола выявила 45,7% маскулинных, 16,5 % фемининных и 37,8% андрогинных лиц. Эти данные близки к данным, полученным Н. Г Куприяновой (2006). Нельзя, однако, не обратить внимания на выявленный А. И. Тупицыной факт: если сравнить учащихся, обучающихся в смешанной по полу школе и в мужской гимназии, то данные будут несколько различаться по количеству маскулинных (их больше в гимназии — 52 против 39%) и андрогинных (их больше в смешанной школе — 43 против 31%). По количеству фемининных различий нет (соответственно 17 и 16%).

Однако М. А. Цебрук (2008) получены несколько иные данные. Среди учащихся суворовского училища маскулинных было больше, чем в смешанной общеобразователыгой школе (соответственно 31 и 15%), но и фемининных среди суворовцев тоже было больше (соответственно 28 и 9%). Так что вопрос о влиянии чисто мужского коллектива на выраженность маскулинности остается неясным.

По данным М. В. Гавриловой (2005), использовавшей методику С. Бем, среди десятиклассников мужского пола (и = 30) маскулинных оказалось 40%, андрогинных — 43,3%, а фемининных — 16,7%. Среди десятиклассниц женского пола (и = 33) фемининных было 24,2%, андрогинных — 60,6%, а маскулинных — 15,2%.

Исследования подтвердили существование новой тенденции. Выявлены межпоколенные гендерные и сопряженные с ними соматические различия у российских женщин. Среди женщин старшей группы 65% имели гинекоморфное и 35% мезоморфное телосложение; у большинства из них преобладали фемининные психологические компоненты пола. Среди подавляющего большинства женщин молодого поколения зафиксированы различные варианты андрогинии, т. е. активация традиционно мужских качеств. Феминные гендерные качества отмечены лишь у 18% (Хоч Н. С., 2004).

...Как выяснилось, уровень тестостерона в крови молодых мужчин в мире к концу XX в. составил 24-50% вместо нормы в 80% и выше. Появилась целая популяция так называемых мужчин (по анатомическим признакам), с так называемой поисковой ориентацией, с самоощущением в себе женского начала (Базарный В., 2004).

Возможная причина данного явления кроется в том, что сильный стресс, спровоцированный природными и социальными условиями, в начале беременности матери приводит к повышению вероятности рождения «голубого сына» в 6 раз или рождению «сверхженской» девочки (Пиз А., Пиз Б., 2003). Но проблема феминизации мужчин еще серьезнее из-за нарушения генов Y-xpo-мосомы, в том числе гена SRY, отвечающего за выработку мужских гормонов. Это следствие ущерба генам, нанесенного окружающей средой (Грейвс Дж., 2004). Будущие поколения мужчин будут иметь потенцию ниже, чем современные. Уже сейчас выработка спермы у мужчин приблизительно в 2 раза меньше, чем у мужчин 1940-х гг. (Пиз А., Пиз Б., 2003).

...Очевидно, существуют «благоприятные» или «неблагоприятные» эпохи геокосмических условий для мужского и женского организма, что обусловлено изначальными электромагнитными и физико-химическими различиями сперматозоидов с X- или Y- хромосомным набором. По-видимому, мы являемся свидетелями «неблагоприятного» периода для мужского организма.

Волчек 0. Д., Котельникова Н. С., 2005.

Сравнивая приведенные данные, можно сделать заключение, что имеется тенденция к увеличению от младшего подросткового возраста к старшему числа маскулинных среди лиц как мужского, так и женского пола. Последующие возрастные изменения не столь отчетливы. По одним данным, количество маскулинных увеличивается, по другим — уменьшается. Очевидно, нужны дополнительные исследования. Многое зависит и от используемой методики определения маскулинности, андрогинности и фемининности. Например, при использовании методики С. Бем большинство обследованных попадают в разряд андрогинных, что отчетливо видно из работы О. Г. Лопуховой (2001), обнаружившей среди различных групп молодых людей в возрасте 19-25 лет от 74,4 до 84,4% андрогинных лиц.

Более правдоподобны свидетельства о количестве андрогинных в пределах 30-40% и ниже. Это подтверждают и данные зарубежных исследователей, согласно которым андрогинных выявлено около 25-30% (Spence, Helmreich, 1978; Boldizar, 1991).

Как показано Н. Ю. Флотской (2007), количество лиц разного психологического пола определяется условиями жизни и воспитания. Среди подростков из детских домов (как мальчиков, так и девочек) преобладает недифференцированный тип (т. е. слабо вырадсены как маскулинные, так и фемининные качества), а среди подростков, воспитывающихся в семьях, — андрогинньш тип. В то же время маскулинных среди детдомовских мальчиков и девочек больше, чем среди детей из семьи (рис. 22.1).


Среди сельских мальчиков 14-15 лет больше, чем среди городских, как маскулинных (37 и 15% соответственно), так и фемининных (соответственно 22 и 10%). Среди городских мальчиков преобладали андрогинные (49 против 14% у сельских мальчиков). У девочек из города и села преобладал андрогинный тип (40 и 38% соответственно). Практически в равном количестве обнаружены маскулинный (15 и 10% соответственно) и фемининный тип (29 и 24% соответственно).

На количественные соотношения психологических полов может влиять то, в какой семье — полной или неполной — воспитывается ребенок. По данным А. С. Даньковой (2002), у девочек из неполных семей 50% маскулинных и только 38% фемининных, в то время как у девочек из полных семей маскулинных 37%, а фемининных — 50%.

По мнению В. В. Абраменковой (1987, 2000), детская субкультура утрачивает четкие полоролевые границы. В ряде исследований выявлено, что в нашем обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты, у мальчиков и девочек формируется половая идентичность, которая включает в себя особенности как маскулинной, так и фемининной полоролевой модели. Б В. Лекторская отмечает, что сегодня в России сложилась такая ситуация, когда существующие традиционные стереотипы маскулинности и фемининности уже устарели, а новые, более эгалитарные, ещ е не успели сложиться. Именно в этой ситуации перед мальчиками и девочками встает достаточно острый вопрос выбора стереотипов пблоролевого поведения, формирования личностных качеств, связанных с маскулинностью или фемининностью.

Флотская Н. Ю., 2007, с. 66.

Ключевые слова: Пол, Возраст, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Возраст и мотивы вступления в половую жизнь
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужской и женский стили общения
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в играх детей
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Показатель заболеваемости мужчин и женщин по полу
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Различие в отношении к противоположному полу у мальчиков и девочек
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и учебно-воспитательная деятельность
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий