Процесс принятия решений органами государственного регулирования

Принятие решений органами государственного регулирования относится к процессам, реализуемым на высшем, институциональном уровне управления.

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

В системе управления государство выступает как субъект политического руководства обществом, орган макроэкономического регулирования и управления социумом, как форма специфической административной структуры.

Государственное управление реализует следующие функции:

  • институциональную — для решения вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов при распределении властных полномочий;
  • целеполагающую — для разработки и принятия приоритетных направлений развития социально-экономического и политического общества;
  • регулятивную — для создания и поддержания системы норм и законов, призванных установить общие правила поведения субъектов;
  • функциональную — для исследования и реализации действий, направленных на поддержание хозяйственной инфраструктуры государства и ведущих отраслей народного хозяйства;
  • идеологическую — для формирования общенациональных ценностей и консолидации общества в границах государства.

На уровне муниципального управления осуществляются следующие функции:

  • поддержание жизнеобеспечения и развития территории;
  • реализация экономической и социальной государственной политики в рамках своих полномочий (ЖКХ, жилищная политика, доходы, расходы, взаимодействие с общественными организациями, благоустройство территории и т.д.);
  • управление муниципальной собственностью;
  • участие в подготовке, принятии и реализации решений в сфере государственного управления.

Субъектами государственного и муниципального управления выступают законодательные и исполнительные органы, осуществляющие косвенные и прямые управленческие воздействия в соответствии с их полномочиями. Объектом государственного управления являются социально-экономические процессы, общественные институты, социальные группы.

В отечественной практике к основным формам разработки управленческих решений органами государственного регулирования относят следующие: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель. Рассмотрим эти формы.

  • Указ — правовой акт единоличного главы государства, например президента.
  • Закон — юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
  • Приказ — акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для работников установки.
  • Распоряжение — одна из форм приказа, носящая характер указания руководителя (письменного или устного) подчиненным о необходимости совершения ими определенных действий.
  • Указание — правовой акт управления (административный акт), издаваемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительную деятельность, руководителями предприятий и учреждений. В виде указаний оформляются не имеющие нормативного характера акты, содержащие индивидуальные решения по оперативным и иным текущим вопросам.
  • Акт — 1) официальный документ, имеющий юридическую силу. В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) акт, и от его содержания принято различать государственные, ведомственные, нормативные, региональные и другие акты; 2) протокол, фиксирующий определенный факт, например акт ревизии, акт о недостаче товара, акт о передаче материальных ценностей; 3) действия учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, на основании которых обычно судят о соблюдении и нарушении правовых норм.
  • Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенные в оферте условия, выступающее второй стороной контракта.
  • Протокол — организационно-правовой документ, создаваемый коллегиальным органом или группой лиц по вопросам, требующим совместного обсуждения и принятия решения. Протоколы по своей сути являются распорядительными документами, поскольку в ходе обсуждения отражают принятые решения или поручения, требующие исполнения.
  • Инструкция — совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах, также именуемых инструкциями. Инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления, а с другой — инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных ситуациях.
  • Договор — добровольное соглашение двух или нескольких лиц (экономических субъектов), заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам.
  • Соглашение — договор между двумя или несколькими лицами, оформленный в виде официального документа, или неофициальная договоренность по поводу взаимодействия, общих действий, платежей, кредитов, поставок, купли-продажи товаров и другим вопросам.
  • План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнесплан, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.
  • Контракт — решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.
  • Оферта — письменное предложение продавца или покупателя о заключении договора (сделки) с указанием всех необходимых для этого условий.
  • Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности.
  • Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.

Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.

Управленческие решения, принимаемые на государственном уровне, имеют свои особенности:

  • широта охвата (круг людей, вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением);
  • масштабность решаемых проблем;
  • ответственность перед обществом — финансовая, социальнополитическая, нравственно-этическая, экологическая.

Управленческие решения органов государственного и муниципального управления предопределяются системой функций, их местом и взаимодействием. Они подразделяются по функциональным блокам: политические, экономические, правовые, технические, науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Конкретные управленческие решения зависят от целей, особенностей территориальной организации, категории должностных лиц. На высшем уровне органов как государственной (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство, Конституционный и Верховный суды), так и муниципальной власти (глава муниципального образования, Совет муниципального образования) в сферу решений входят проблемы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, региона, обеспечение безопасности и защита интересов населения, поддержка институтов народовластия.

В системе государственного и муниципального управления должна учитываться возможность корректировки политики с учетом изменений окружающей среды и реакции населения. Многие решения могут быть оценены через определенный промежуток времени, информация о последствиях этих решений может исходить из неопределенных локализованных источников (общественное мнение, реакция отдельных социальных групп, организаций и др.). Это затрудняет процессы разработки и принятия адекватных решений. Ориентация на население нередко приводит к принятию малоэффективных решений. В процессе реализации решений также может сформироваться реакция на решение, не адекватная поставленным целям. К особенностям решений относится и разнообразие способов их реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное и др.).

Таким образом, решения в системе государственного и муниципального управления должны соответствовать требованиям эффективности, легитимности, справедливости и быть признанными большинством населения. Центральными субъектами разработки и принятия решений на государственном уровне являются глава государства, правительство, законодательный орган власти, Конституционный и Верховный суды. Решения, принимаемые органами государственной власти, предопределяют реализацию всех направлений государственной и муниципальной политики (политические, экономические, правовые, научно-технические, образования, науки, культуры и другие сферы жизнедеятельности).

Темы: Решения, Государство, Управление
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Классификация управленческих решений
Менеджмент. Учебное пособие
Понятие и основные подходы к принятию государственных решений
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Измерение эффективности государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Общая характеристика управленческих решений
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Принципы обоснования управленческих решений
Менеджмент. Учебное пособие
Особенности сферы государственного управления
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Конфликты как объект государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Нормативный характер институциализации конфликта в государственном управлении
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий