Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии

Успех психофармакотерапии (применения медикаментозных средств с целью воздействия на психические расстройства) в каждом случае зависит от правильного решения нескольких взаимосвязанных задач:

  1. целесообразности обращения к психофармакотерапии;
  2. вида воздействия психофармакотерапии (симптоматическая, патогенетическая или сопутствующая), например при сочетании психических и соматических нарушений;
  3. выбора препарата с учетом его психо-, сомато- и вегетотропного действия, совместимости с другими лекарственными средствами;
  4. подбора оптимальных доз;
  5. определения длительности психофармакотерапии;
  6. сочетания с психотерапией.

Существуют две группы показаний к назначению психофармакотерапии:

  1. наличие в структуре заболевания психопатологических симптомов и синдромов (например, тревоги, депрессии);
  2. наличие соматических нарушений, на которые психотропный препарат оказывает «прицельное» лечебное действие (например, селективная способность антидепрессантов тормозить метаболизм серотонина для купирования болей).

Необходимо представлять эффект того или иного лекарственного препарата. Например, действие транквилизаторов у разных детей с болями в животе, возникающими в «школьной ситуации», различно. У тревожной личности транквилизаторы могут успешно подействовать на симптом. При последствиях недавно пережитых трудностей в школе они могут, разрушив патологический стереотип, повлиять на механизм, лежащий в основе возникновения болей, а в случае развития болей по истерическим механизмам не дать никакого эффекта. Успех психофармакотерапии будет выше, если в патогенезе заболевания, психофизиологические механизмы имеют большее значение, чем личностные. Выбор препарата определяется структурой психопатологического синдрома, его соответствия спектру действия препарата и особенностям жизненного ритма.

Оптимизация дозировок. Как правило, при невротических, психосоматических расстройствах используют умеренные дозы психотропных средств. При суточном распределении доз следует учитывать особенности симптоматики, ритм жизни больного, период действия препарата в организме. Очень короткий курс лечения даже точно подобранного препарата оказывает лишь симптоматическое действие, создавая условия для возобновления симптоматики.

У многих детей с психическими расстройствами развивается астения. Для ее лечения назначают общеукрепляющие и стимулирующие средства, которые позволяют преодолеть раздражительность, физическую и психическую истощаемость, устранить вегетативные расстройства. При астенических состояниях с выраженными раздражительностью и беспокойством рекомендуют транквилизаторы, смягчающие эмоциональную возбудимость и аффективную насыщенность переживаний.

С целью исправления нарушенного поведения — двигательного беспокойства, агрессивности, замкнутости, заторможенности — назначаются препараты, действие которых направлено на их коррекцию.

Если при психических расстройствах у детей имеются болевые проявления, используют средства, обладающие анальгетическим эффектом.

Стресс-протекторы

При стрессе, связанном с чрезвычайно трудными обстоятельствами, возникают эмоциональное мышление и поведение, ведущие к поиску выхода из невыносимой ситуации. Одновременно происходит активация адренергической и гипофизарно-адреналовой систем, обеспечивающих возможность адаптации к новым условиям. Многократная (предшествующая психотравме) мобилизация систем, смягчающих действие стресса, в результате привыкания к легким стрессорам может предупредить возникновение заболеваний и улучшить эмоциональное состояние ребенка. Для улучшения переносимости стресса используют средства, обладающие активирующим действием, — препараты растительного происхождения (родиола розовая, женьшень, левзея, элеутерококк, маньчжурская аралия, заманиха, китайский лимонник). Применяются также седативные медикаменты (бромкамфора, настойка валерианы, валокормид, бромиды калия и натрия, корвалол, валоседан, экстракт пассифлоры, настойка пустырника). Ноотропные препараты (пирацетам, пиридитол, пантогам, аминалон, фенибут), нормализующие метаболизм в ЦНС, оказывают благотворное воздействие на мышление, память, внимание и благодаря этим эффектам являются также хорошими адаптогенами. С целью смягчения эмоционального компонента переживаний ребенка назначают транквилизаторы. Они также снижают восприимчивость к раздражителям из внутренних органов через нормализующее влияние на вегетативную нервную систему. Благодаря этим свойствам транквилизаторы можно отнести к адаптогенам. Наиболее часто используют бензодиазепины и другие препараты (диазепам, ал-празолам, мезапам, тофизепам, феназепам, хлордиазепоксид, флуразепам, клона-зепам, фризиум), которые не снижают работоспособности и внимания, улучшают общение и облегчают проведение психотерапии.

Антидепрессанты

Для лечения депрессий, сочетающихся с тоскливостью, психической и моторной заторможенностью, вялостью, ипохондрическими переживаниями, предпочтительно назначение антидепрессантов: имизина, пиразидола, людиомила. Некоторые антидепрессанты (амитриптилин) не только улучшают настроение, но и оказывают успокаивающее действие. В связи с этим их применяют при депрессивных состояниях, комбинирующихся с тревожными проявлениями, при ночном энурезе, реактивной депрессии, навязчивостях. Кломипрамин улучшает настроение, не обладая стимулирующим действием, что позволяет назначать его детям, страдающим тревожным состоянием, паническим расстройством, фобиями, болями, энурезом.

Нейролептики

В тех случаях, когда тревога или депрессия сочетаются с психической или моторной расторможенностью, возбуждением, другими нарушениями поведения, навязчивостями или перечисленные выше лекарственные препараты не эффективны, показаны нейролептики. Обычно достаточно назначения небольших доз нейролептиков мягкого седативного действия (меллерила, тизерцина) в сочетании с транквилизаторами (диазепамом, феназепамом). При отсутствии благоприятного эффекта применяют нейролептики с более выраженным седативным действием: аминазин (хлорпромазин), неулептил (перициазин).

Двигательное беспокойство, расторможенность, суетливость, аффективная неустойчивость и взрывчатость иногда поддаются воздействию средств, нормализующих эмоциональное состояние, или нормотимических препаратов (карбонат лития) и противосудорожных средств (карбамазепин). Для коррекции нарушений поведения используют также дифенин, хлоракон, бензонал, конвулекс.

У детей с минимальной мозговой дисфункцией рекомендуют ацефен, сидно-карб, сиднофен, страттера.

При болевом синдроме применяют средства, обладающие противоболевым действием (парацетамол, ацетилсалициловая кислота, индометацин, ибупрофен), а также антидепрессанты совместно с ноотропами, транквилизаторами и иногда с нейролептиками (Антропов А. Ф., 1999).

Источник: 
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Реабилитация психически больных детей и подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психические расстройства детского возраста
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Депрессии у детей и подростков (F32)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Особенности психики и поведения в раннем возрасте
Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Психические особенности детей раннего возраста
Марцинковская. Детская практическая психология
Особенности роста и развития детей и подростков
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Диагностика психического развития детей: cущность и правила
Марцинковская. Детская практическая психология
Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков
Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии
Оставить комментарий