1. Конфликт неустойчивости родительских отношений.
• По сравнению со взрослым подросток несовершенен (несобранность, нецелеустремленность, трудность систематических усилий).
• Взрослый положительных качеств не видит, лишь усиливая недостатки подростка.
2. Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.
• Подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает, приспосабливается.
3. Конфликт сверхзаботы.
• Родители живут как бы за своих детей. Дети растут безынициативными, неуверенными в себе.
• Отец желает воспитать сына «настоящим мужчиной», а общается с ним как с малышом, не давая самостоятельности.
4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность.
• Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что дети — их собственность.
• Неуважение границ личности подростка ведет к конфликту.
5. Конфликт отцовского авторитета.
• Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», отстраняет от воспитания мать.
• Заставляет сына обливаться холодной водой, бегать по снегу в любое время, вне зависимости от состояния его здоровья.
• Проявления слабости осмеивает и никогда не хвалит.
• Воспитывая мужественность сына, отец как бы компенсирует свои собственные проблемы.
Отношение взрослого к подростку, как к ребенку, вступает, с одной стороны, в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка; а с другой — в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензии на новые права.
Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.
Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений (см. схему 8).
ЕСЛИ взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают разные формы непослушания, неподчинения и протеста подростка. Таким образом подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.
Итак, к началу подросткового возраста складываются две системы общения (схема 9): отношение ребенка со сверстниками — с одной стороны и со взрослыми — с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: неравное (со взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение со сверстниками приносит подростку удовлетворение и является причиной сотрудничества в разных видах деятельности.
Усвоенные подростком нормы морали взрослых вступают в противоречие с нормами морали послушания, одерживают над ними победу. Разрешенное противоречие делает детскую мораль неприемлемой для подростка.
Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, уважения, доверия и помощи. В этом случае основой их отношений становятся общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как друг и пример для подражания, а подросток — как равноправный помощник.
Для лучшего взаимопонимания взрослого с подростком можно использовать данные проведенного опроса, в рамках которого участники обсуждали две темы: «Взрослый глазами подростка» и «Подросток глазами учителя».
В исследовании по выявлению трудностей подростков и учителей, испытываемых в общении друг с другом, получены следующие результаты.
А. Трудности, испытываемые подростками.
- Отсутствие общего языка, взаимопонимания (44 %).
- Неуважительное отношение к ученику (38 %).
- Необъективность подхода к ученику (20 %).
- Незнание и непонимание учителем своих учеников (15 %).
- Необъективность оценки учителей (15 %).
- Невыдержанность учителей.
- Авторитарные методы воспитания.
- Недоверие к ученикам.
- Уверенность учителя в собственной непогрешимости, непризнание своих ошибок.
Б. Трудности, испытываемые учителями.
- Трудности общения сводятся к трудностям обучения и воспитания: лень, нежелание слушать учителя, невыполнение домашних заданий, малая помощь родителей (40 %).
- Задумываются над процессом воспитания (15 %).
- Трудности общения из-за природных данных (15 %).
- Трудности по вине учащихся, проявляющих неуважение (10%).
- Нет трудностей (10 %)