Причины и условия формирования криминогенной мотивации

Причинную структуру образования криминогенной мотивации можно представить также в виде внутренних причин и условий, внешних причин и условий. Внутренней причиной формирования криминогенной мотивации является криминологически значимая информация, но далеко не вся, а только та, которая усваивается человеком, становится его, личной, индивидуально значимой. Сущность этой информации заключается в том, что она содержит в себе концентрирующиеся сведения о криминальных стереотипах поведения определенной направленности.


Содержание внутренней причины:

  • Данные об агрессивно-насильственных стереотипах поведения, формирующие навыки причинения вреда, выхода из любой проблемной ситуации только при помощи насилия: «Сильный всегда прав», «Против силы не попрешь», «Против лома нет приема..., если нет другого лома», «Победителя не судят», «Цель оправдывает средства» и др. (Антиагрессивные стереотипы: «Не убий», «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую», «Любая палка о двух концах», «Зло, насилие — это бумеранг, они всегда возвращаются к тому, кто их причинил, причем, многократно усиленные» и др.).
  • Сведения о корыстной направленности жизнедеятельности человека, стереотипах наживы, обогащения за чужой счет, культе денег: «Кто платит, тот и музыку заказывает», «У кого деньги — у того и сила», «Ты зазря прожил день, если никого не обманул», «У кого деньги — тот и прав», «Нравственность, душа, грех, милосердие — это пустой звон, если не звенит монета», «Степень свободы человека определяется карманной наличностью», «Извини, Сэм, но Боливар не выдержит двоих», «Мы живем ради денег», «Кто имеет деньги — тот имеет все», «Только дурак сейчас не ворует», «Найди лоха» и др. (Антикорыстные стереотипы поведения: «Не укради», «Воровать грешно», «Будь милосерден», «Главное — это чистота души», «Богатство преходяще», «В могилу с собой ничего не возьмешь», «Деньги — это зло» и др.).
  • Информация о навыках небрежно-легкомысленного поведения — стереотипах нерасчетливости, небрежности, лености и рассеянности; навыках пренебрежения опасностью, рискованности: «Авось пронесет», «Кто не рискует — тот не пьет шампанское» и др. (Сведения о навыках осторожного поведения: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течет» и др.).
  • Данные об аномально-сексуальных стереотипах поведения, примитивизме в отношениях между полами, циничном отношении к лицам противоположного пола, небрежности в половом общении: «Все женщины одинаковы», «Все мужики похожи» и др. (Информация о нормальных отношениях между полами, нормативном сексуальном поведении: «Как дочь относится к отцу, так она и будет относиться к мужу», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Бог создал Еву из ребра Адама» т. п.).
  • Сведения о политически-преступном поведении, пренебрежительном отношении к своему или другому народу, нации, расе, религии; стереотипах насильственного разрешения межклассовых, межнациональных, межгосударственных, межконфессиональных проблемных, конфликтных ситуаций; национализме, шовинизме, фанатизме, с одной стороны, а с другой — политическом равнодушии и неверии: «От нас ничего не зависит», «Мафия бессмертна», «Все «черные» — чурки, нацсмены», «От русских на Земле все беды», «Где русские — там и преступность», «В политике все средства хороши», «Добровольно власть никто не отдаст ни политическую, ни экономическую», «Классы — антагонистичны, классовая борьба неизбежно ведет к насильственному свержению власти», «По мере продвижения к коммунизму классовая борьба обостряется», «Хочешь жить — умей вертеться, если не хочешь сдохнуть с голоду», «Да пусть хоть все сдохнут с голоду, продать за границу всегда есть что», «Лишь бы урвать кусок пирога-власти, а для этого все средства хороши» и др. (Информация о политически нормативном поведении: «Dura lex sed lex» («Плох закон, но закон»), «Pactae sunt servanda» («Договоры должны соблюдаться»), «Свобода, равенство, братство всех людей и народов на Земле», «Интернационализм или равенство всех народов», «Перед Богом все равны», «Плохой мир лучше доброй ссоры», «Любую политическую проблемную ситуацию можно разрешить мирным путем», «Переговоры, компромисс, согласие» и т. п.).

Усвояемость криминологически-значимой информации зависит от той среды, почвы, на которую она ложится, а именно она является в нашем представлении внутренними условиями.

Поэтому внутренними условиями образования криминогенной мотивации можно считать: генотип, т. е. систему унаследованных человеком свойств, а также жизненный опыт, образуемый в результате взаимодействия криминологически-значимой информации и генотипа. В последующем же криминологически-значимая информация накладывается уже на жизненный опыт человека. Сущность внутренних условий — в генетической и жизненной среде.

Содержание внутренних условий:

1. Генотип — это система наследуемых свойств: анатомических, физиологических, биохимических, нейродинамических и др. — строение человеческого тела, степень развития физической силы и интеллекта, силы воли, эмоциональных процессов; тип темперамента, предрасположенность к развитию способностей, психических, невротических и соматических заболеваний, телесные отклонения (например,»заячья губа»), предрасположенность к половым эксцессам и многое другое.

2. Жизненный опыт человека складывается в результате наложения информации на генотип, а затем уже и на сам жизненный опыт, поэтому какие-то стереотипы поведения усваиваются, а иные — отвергаются, третьи — не усваиваются и т. п.

Криминальный жизненный опыт включает в себя:

  • знание различных способов совершения преступлений;
  • навыки какого-либо отдельного метода, особенно удающегося у данного преступника;
  • обладание техникой, самой современной, необходимой для совершения преступления, вплоть до изобретения собственной;
  • готовность следовать обычаям и традициям преступного мира в любой ситуации, знание жаргона, значения татуировок, использование кличек в общении и многое другое.

Функциональная роль внутренних условий заключается в том, что они способствуют или препятствуют, укрепляют или ослабляют усвоение криминологически-значимой информации, т. е. играют роль катализатора внутренней причины.

Внешней причиной формирования криминальной мотивации является жизненная ситуация как относительно длительное состояние взаимодействия человека с другими лицами, группами, социальными институтами в процессе его жизнедеятельности, в результате которого им воспринимается и усваивается криминологически-значимая информация. Сущность внешней причины можно выразить в виде поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься».

В результате общения с криминогенными группами или отдельными лицами, если они:

  • пользуются авторитетом у лица;
  • интересны и привлекательны в общении и деятельности;
  • доставляют удовлетворение;
  • эффективное достижение каких-то целей совместной деятельности, то лицо усваивает криминальный жизненный опыт вместе с обычаями, традициями, стереотипами преступного мира, особенно в процессе совершения преступлений, участия в уголовном процессе, при исполнении наказания, а также после исполнения, если при этом официальные, реабилитационные структуры не срабатывают, не столь эффективны, не удовлетворяют вышеуказанным условиям.

Содержание внешней причины заключается в получении кримино-логически-значимой информации из:

1)    семьи:

  • а)    дизгармоничное развитие личности вследствие нарушения целостности семьи; в зависимости от возрастного периода девочка и мальчик нуждаются в большем или меньшем общении с отцом или матерью, например, до возраста полового созревания необходимо общение девочек с отцом, а мальчиков — с матерью, ибо в этот период закладываются основы будущих сексуальных отношений детей, определяющих, в частности, успех в семейной жизни;
  • б)    с одной стороны, отсутствие надзора за детьми, безразличие к их поведению и развитию, связям или, с другой — наоборот — излишнее баловство, культивирование иждивенчества, потакание капризам, взращивание эгоизма;
  • в)    господствующие в виде нравов, традиций в семье и других бытовых группах: 1) грубость, жесткость в отношениях и жестокость, деспотизм и враждебность взращивают агрессивность; 2) супружеские измены, особенно болезненно воспринимаемые детьми, наблюдаемые ими половые контакты родителей и т. п. воспитывают примитивизм сексуальных отношений, циничное отношение к лицам противоположного пола, половую распущенность, могущие вылиться в аномально-сексуальное развитие; 3) культивируемые в семье стяжательство, паразитизм, накопительство или, наоборот, прожигательство жизни, оправдание потребительского отношения к другим (характерно для разведенных женщин, формирующих у детей подобный тип отношений сначала к отцу, а затем и к другим людям), которые формируют различные типы корыстной криминогенной мотивации; 4) недобросовестное отношение к делу родителей и других членов семьи, расхождение между словом и делом, расхлябанность и необязательность в отношениях, оправдание любого риска воспитывают мотивацию небрежности и легкомыслия и др.;
  • г)    обычно однонаправленная, длящаяся или продолжаемая преступная деятельность родителей и иных членов семьи, родственников, ближайшего окружения;
  • д)    непосредственное вовлечение детей в пьянство, азартные игры, занятия проституцией, совершение преступлений и т. п.

2)    школы:

  • а)    школьный отсев и второгодничество, формирующие безнадзорность;
  • б)    искаженная нравственная информация, получаемая школьниками вследствие отрыва обучения от воспитания;
  • в)    эмоциональная сухость в общении или, наоборот, злоупотребления со стороны учителей в отношении школьников корыстного, сексуального, агрессивного и иного типа;
  • г)    недифференцированный подход к работе с «трудными» подростками, формализм в воспитательной работе, отсутствие индивидуального подхода;
  • д)    применение таких непедагогических приемов как администрирование, подавление самостоятельности, инициативы, нечуткость, предвзятость и др.;

3)    трудового коллектива:

  • а)    низкая дисциплина, пьянки, прогулы, текучесть, недобросовестность и необязательность и т. д.;
  • б)    со стороны администрации подавление самостоятельности, инициативы, строгий приказной порядок, отсутствие индивидуального подхода к работникам, морализирование наряду с собственным аморальным поведением, злоупотребления служебным положением, взяточничество и др.;
  • в)    с одной стороны — карьеризм, честолюбие, а с другой — безынициативность, пассивность, подчинение приказам и др.;

4)    неформальных досуговых групп:

  • а)    пьянство, наркотизм, проституция, токсикомания, паразитизм со стороны приятелей, с которыми повседневно проводится досуг;
  • б)    праздное времяпрепровождение, бесцельное шатание по улицам;
  • в)    агрессивные, корыстные, аномально-сексуальные, легкомысленно-небрежные, политически-преступные и т. п. стереотипы поведения со стороны повседневных товарищей и др.

5)    криминальных групп, отдельных рецидивистов:

  • а)    приобщение к романтике уголовной жизни рассказами, анекдотами и др.;
  • б)    вовлечение в пьянство, токсикоманию, наркотизм, проституцию и т. п.;
  • в)    совместная преступная деятельность с последующим шантажом или поощрением, доносом или прикрытием и т. п.

6)    сферы исполнения уголовных наказаний:

  • а)    обучение преступным традициям, обычаям в изоляторе временного содержания (ИВС), в камере предварительного заключения (КПЗ), в следственном изоляторе (СИЗО), на этапе, в воспитательной колонии (ВК);
  • б)    стратификация осужденных с момента попадания за решетку;
  • в)    обмен преступным опытом, дальнейшее обучение преступной деятельности («повышение квалификации»);
  • г)    восприятие уголовных наказаний без лишения и ограничения свободы в качестве безнаказанности и поощрения дальнейшей преступной деятельности;
  • д)    «клеймение» преступником, «желтый билет» в случае осуждения к уголовным наказаниям с лишением и ограничением свободы с затруднением в последующем реабилитации и др., что закрепляет сформировавшуюся криминогенную мотивацию, делает ее устойчивой.

Функциональная роль внешней причины заключается в том, что она, действуя самостоятельно, как бы запускает в действие, дает жизнь внутренней причине. Главное здесь — частота общения, его эффективность, насыщенность криминологически значимой информацией, вытеснение ее антикриминального содержания и замещение ее криминальной информацией, что в полной мере зависит от того, кто и как воспитывает.

Внешними условиями образования криминогенной мотивации является макросреда, сущность которой заключается в воздействии на эффективность функционирования воспитателей и групп, социальных институтов с воспитуемым, на результативность воспитания со стороны всего общества. Именно в этом звене осуществляется взаимодействие личностно-микросредового и общесоциального уровней.

Содержание внешних условий:

1.    В макросреде:

  • а)    недостатки, просчеты, выбор ущербной педагогической системы и т. п. в воспитательной и образовательной политике государства;
  • б)    демонстрация через средства массовой информации образцов насилия, аномальной сексуальности, идей наживы за чужой счет, безалаберности и рискованности, пренебрежения к своему или иному народу или, наоборот, исключительности своей нации, религии, секты;
  • в)    недостатки в развитии материальной, эстетической, нравственной, духовной, сексуальной и иной культуры общества и др.;
  • г)    социально-негативные обычаи, традиции, стереотипы в разных сферах жизнедеятельности общества.

2.    В метасреде:

  • а)    демонстрация через зарубежные средства массовой информации социально-негативных образцов поведения;
  • б)    транснациональная и международная преступность;
  • в)    преступность иностранцев и др.

Функциональная роль внешних условий заключается в воздействии на внешние причины, содействуя или препятствуя образованию криминогенной мотивации, ее устойчивости.

Ключевые слова: Мотивация, Криминогенность
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Содержательные концепции мотивации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Учебная мотивация, методы ее диагностики
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента
Эволюция концепций мотивации
Шапиро С.А. - Мотивация и стимулирование персонала
Целевая мотивация
Элизабет Мерманн, Мотивация персонала
Формирование и изучение учебной мотивации
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Понятия мотивации и мотивировки
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Особенности внешне- и внутреннеорганизованной мотивации у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Механизмы формирования биологических мотиваций
...
Оставить комментарий