Целевая мотивация

Люди, имеющие цели, более мотивированы, чем те, которые не видят смысла в том, что они делают. Эту древнюю мудрость, несомненно, можно применить к психологии мотивации. Теория целей основана на том, что мотивация и продуктивность будут выше, если перед сотрудниками ставить специфические цели. Эти цели должны быть направлены на честолюбие, чтобы их воспринимали честолюбивые сотрудники. Поэтому участие сотрудников в постановке целей имеет такое же значение, как и регулярная обратная связь.

Теория целей входит в «управление посредством целей» и в переговоры по согласованию целей, которые регулярно проводят многие организации. Однако, практика показала, что такие мероприятия приводят к желаемым целям только в том случае, если их проводят квалифицированно. Они не должны превратиться в бюрократическую практику, и все сотрудники должны воспринимать их как необходимые. Люди, у которых есть цели, будут работать интенсивнее и продуктивнее, дольше будут мотивированны. Е. А. Локке смог доказать, что продуктивность при выполнении заданий непосредственно зависит от целевой установки, связанной с заданием. Чем выше цели, то есть чем сложнее их достичь, тем выше будет продуктивность. При повышении целей от легких до средних продуктивность сильно повышается. Такая линейная соотнесенность существует и при повышении целей от средних до высоких, но при этом повышение продуктивности тем меньше, чем выше цели. При очень сложных заданиях с важными целями кривая продуктивности достигает максимума: отсюда продуктивность больше не может повышаться даже при дополнительном повышении целей. Превращение целей в продуктивные действия осуществляется с помощью таких действующих механизмов, как направленность действий, усилие, упорство и применение стратегии действий.

Теория целей Е. А. Локке утверждает, что продуктивность тем выше, чем сложнее цель, хотя вместе с тем уменьшается вероятность того, что она будет достигнута. На первый взгляд это кажется невероятным. Но Локке доказал свою теорию с помощью исследований, которые в 90% случаев приводили к этому результату. Таким образом, за высоким мотивом действия следует повышение цели и продуктивности.

Итак, цели повышают продуктивность. Чем они выше или специфичнее, тем выше продуктивность. Но для этого нужны следующие условия.

Цели должны быть четкими, сложными, но выполнимыми. Обратная связь о достижении целей должна быть обязательной частью процесса. Посредством соразмерной постановки целей Вы привлечете внимание сотрудников. Они знают, какие действия могут совершить, чтобы достичь целей; а значит, они действуют в соответствии с целями. Цели мобилизуют силы человека. Желание чего-то достичь и возможность сделать это доставляют радость.

Ключевые слова: Мотивация
Источник: Элизабет Мерманн, Мотивация персонала
Материалы по теме
Значение и роль мотивации
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Понятие мотивации
...
Проблемы мотивации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Мотивационная система
Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ
Управление трудовой мотивацией
Самыгии С.И., Менеджмент персонала
Сущность и принципы организации оплаты труда
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Оставить комментарий