В медицине и клинической психологии существуют несколько теоретических подходов, объясняющих происхождение соматических нарушений по психологическим причинам. К ним относятся: теория стресса, психодинамический подход, личностно-типологический подход, когнитивно-поведенческое направление.
Основной теоретической моделью для изучения последствий эмоционально-личностного реагирования в экстремальных и кризисных ситуациях стала теория стресса. Уолтер Кеннон и Ганс Селье положили начало экспериментальным и теоретическим исследованиям стресса. У. Кеннон полагал, что в ситуации угрозы опасности на уровне организма происходит мобилизация сил, необходимая для избегания или борьбы с источником опасности. Такие поведенческие реакции в экстремальных условиях носят адаптивный характер. Г. Селье рассматривал стресс как общий неспецифический (не зависящий от характера раздражителя) адаптационный синдром, возникающий в ответ на любое внешнее воздействие. Динамика реакций адаптации организма в ответ на внешний раздражитель (стрессор) включает три стадии: тревога, резистентность, истощение.
На каждой стадии адаптационного синдрома возникают специфические нейроэндокринные изменения, определяющие особенности общего адаптационного синдрома. Для выраженного адаптационного синдрома характерны следующие изменения на уровне организма: гипертрофия коры надпочечников, уменьшение вилоч-ковой железы и лимфатических желез, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта. В ответ на сильный длительно действующий стрессор возможны изменения в органах и тканях, подавление иммунитета и как результат — развитие соматической патологии.
В современных исследованиях концепция стресса Г. Селье получила уточнение и дальнейшее развитие. В настоящее время стресс рассматривают в контексте системной, многоуровневой модели, включающей биологический, психологический и социальный уровни адаптации человека, выполняющей функции саморегуляции и обеспечивающей успешное взаимодействие человека с окружающей средой, а истощение и срыв адаптационных возможностей связывают с развитием нервно-психических и соматических расстройств. В связи с этим неврозы и психосоматические заболевания часто относят к болезням адаптации. В. И. Гарбузов (1999) полагает, что практически любое нарушение здоровья представляет собой психосоматическую дезадаптацию. В условиях сверхсильных для человека стимулов внешней среды или (и) низкой адаптивности у человека может наблюдаться дезадаптация на психическом и соматическом уровнях. При этом симптомы дезадаптации могут проявляться в форме состояний предболезни или в форме нозологически классифицируемых заболеваний. Некоторые исследователи (Аршавский В. В., Ротенберг В. С., 1976) считают, что в стрессовых ситуациях, превышающих возможности человека, при недостаточности внутренних ресурсов психосоматические заболевания возникают у тех, кто в силу особенностей личности не может позволить себе невротический тип реагирования, демонстрацию тревоги, страха, фиксацию на своих ощущениях.
К факторам, отвечающим за развитие психосоматических расстройств, относятся (Исаев Д. Н., 1996):
- конституциональные особенности организма, в частности эндокринной и нервной систем,
- наличие родовых травм и органических заболеваний, определяющих повышенную уязвимость соматической системы,
- физические травмы,
- особенности психотравмирующих событий, опыт психотравмирующих переживаний,
- личностные особенности,
- фон семейных и других социальных факторов.
В рамках психодинамического направления была поставлена проблема специфичности индивидуальных эмоциональных и физиологических реакций в стрессовых ситуациях.
З. Фрейд стал пионером в развитии психодинамического направления в психосоматике. При этом соматическая патология с позиций психоанализа рассматривалась как результат конфликта различных психических сил. Механизмам бессознательного отводилась центральная роль в осуществлении связи между соматическим симптомом и внутриличностным конфликтом.
З. Фрейд выделял две формы психических расстройств, проявляющихся в соматической сфере.
- Конверсионные нарушения. Конверсионное расстройство — трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные, вегетативные эквиваленты. Конверсионные симптомы в символической форме отражают содержание внутриличностного конфликта и встречаются у больных с истерическим неврозом.
- Соматические проявления приступов тревоги, не имеющие содержательного наполнения. Ф. Александер в рамках теории эмоциональной специфичности такие эквиваленты тревоги обозначал как вегетативный невроз. У каждой личности наряду с предрасположенностью к определенным эмоциональным состояниям есть паттерн вегетативных реакций. Две формы вегетативного невроза — нападения и сохранения — соответствуют двум формам реакций в экстремальных ситуациях — борьбы и бегства, описанным в 1929 г. Уолтером Кенноном. Ф. Александер считал, что факторами риска по развитию психосоматических заболеваний могут быть разнообразные биологические и психосоциальные факторы, включая особенности внутриличностного конфликта, уязвимость соматической системы, а также провоцирующая (экстремальная или кризисная)ситуация.
В рамках личностно-типологического направления изучаются механизмы связи между устойчивыми личностными параметрами и соматическими расстройствами.
В качестве промежуточной переменной между типологическими чертами личности и соматическими нарушениями часто изучается неспецифическое эмоциональное состояние напряжения, фрустрации, стресса, а также характеристики стрессоустойчивости, восприимчивости к фрустрирующим воздействиям.
К последним можно отнести алекситимию, враждебность, склонность к негативным переживаниям, дистрессу (личность типа D).
Алекситимия — это комплекс аффективных и когнитивных характеристик, включающих трудности в распознавании и выражении эмоций, трудности в разграничении чувств и телесных ощущений, бедность воображения, ориентированность преимущественно на внешние события. Алекситимия имеет определенные физиологические корреляты и может приводить к застойной нейровегетативной активации в стрессовой ситуации. Таким образом, предположительно алекситимия может являться фактором риска при развитии психосоматической патологии.
У лиц с повышенным уровнем враждебности наблюдаются специфические психофизиологические реакции: выраженные и длительные изменения эндокринных показателей в ответ на воздействие стрессоров. Враждебность чаще всего понимается как комплекс антагонистических отношений к другим людям и проявляется в представлениях о других людях как источнике угрозы негативными эмоциональными реакциями (гнев, раздражение, отвращение, досада), а также в поведенческих особенностях (вербальная, невербальная агрессия, избегание) (Ениколопов С. Н., Садовская А. В., 2000).
В эмпирических исследованиях убедительно продемонстрирована связь между выраженностью характеристик враждебности и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Личность типа D — это личность, подверженная дистрессу, негативным переживаниям. Тип личности D включает, с одной стороны, cклонность к переживанию негативных эмоций, пессимистичность, раздражительность, низкую самооценку, с другой — робость, частое переживание подавленности и беспокойства, а также сдержанность в проявлении эмоций и побуждений в межличностном взаимодействии, неуверенность в социальных контактах, субъективный недостаток социальной поддержки. Результаты эмпирических исследований в рамках данной концепции указывают на то, что наличие дистресса повышает риск смертности от ишемической болезни сердца.
В рамках когнитивно-поведенческого направления в психосоматике лежат представления о том, что повышенная подверженность человека стрессу и негативным переживаниям связана с особенностями его центральной нервной системы, поведенческими стереотипами и когнитивными установками. Так, например, авторы кортико-висцеральной теории, рассматривавшие соматический симптом как результат условно-рефлекторной реакции на факторы внешней и внутренней (соматические органы) среды, считали, что соматические расстройства чаще встречаются у личностей с неуравновешенным сильным и слабым типом нервной системы. Американские кардиологи М. Фридмен и Р. Розенман установили связь между определенным поведенческим паттерном: амбициозность, соревновательность, агрессивность, стремление к доминированию, сверхвовлеченность в работу (тип А) и возможность развития ишемической болезни сердца. Когнитивные концепции в качестве факторов, снижающих адаптивные возможности человека в условиях переживания стресса, выделяют когнитивные искажения и неадекватные интерпретации событий (Федоров А. П., 2002).
Современные отечественные исследователи ставят вопрос о психогенезе психосоматических заболеваний. Хроническая патология соматических систем организма не возникает одномоментно, а развивается на протяжении некоторого отрезка жизни человека. При этом происходит накопление травматических переживаний, факторов риска. Если сумма критических факторов достигает критической точки, то развивается болезнь. При этом в развитии соматической патологии участвуют различные факторы: психологические характеристики, особенности высшей нервной деятельности, центральной вегетативной регуляции, показатели телосложения, секреции, реакции отдельных систем на эмоциональные стимулы. Все эти факторы формируют патогенетические психосоматические функциональные системы — структурные аттракторы болезни, которые при переживании стрела, в особенности при переживании травматического стресса, активизируются, что и приводит к развитию соматической патологии (Ананьев В. А., 2006).