Предпринимательство

Когда мы говорим о рынке, рыночных отношениях, рыночном производстве и т. п., мы вспоминаем также о предпринимательстве и предпринимателях.

Слово «предпринимательство» прочно вошло в наш научный и общественный оборот, закрепилось в российских законах. Однако зададимся вопросом: «Что такое предпринимательство?» и «Кто такой предприниматель?» Начнем с того, что слово «предпринимательство» в словаре В.Даля отсутствует. Предпринимателем здесь называется «капиталист, владеющий предприятием».

Для нас слово «предприниматель» ассоциируется с любым владельцем малого предприятия, магазина, коммерческого ларька, заведения сферы услуг. Если, скажем, муж с женой открывают какое-либо кафе или ресторан, то эту семейную пару, по нашим понятиям, можно назвать предпринимателями, а их деятельность — предпринимательством. Именно такое значение мы вкладываем в эти слова, когда переводим их смысл, скажем, с английского на русский язык или обратно. Однако, судя по книге Питера Друкера «Инновации и антрепренерство», — это не совсем так, а скорее, совсем не так. То, что мы передаем с английского словами «предприниматель» и «предпринимательство», на самом деле — это «антрепренер» и «антрепренерство». Прямой перевод слова «антрепренер» на «предприниматель», как это сделано в русском варианте книги, приводит к явной несуразице.

Предположим, пишет П.Друкер, муж с женой открывают еще один мексиканский ресторан. «Но являются ли они предпринимателями? Ведь то, что они делают, делалось раньше и притом много раз. Они делают ставку на то, что все большее количество людей предпочитают питаться не дома, а где-то в общественном месте, в своей «округе». Вместе с тем они не создают ни нового источника удовлетворения потребностей, ни нового потребительского спроса. В этом смысле они, конечно же, не являются предпринимателями».

Кем же тогда являются эти муж и жена, владеющие несколькими ресторанами? По нашим понятиям — предпринимателями. А по мнению П.Друкера?

Изучение его книги показывает, что имеются весьма существенные нюансы, в которых надо разобраться. Слова «антрепренер» (entrepreneur) и его перевод на русский язык («предприниматель») по своему значению не совпадают. То же самое можно сказать и о слове «предпринимательство». Заметим однако, что этот факт стали как-то осознавать. Свидетельством тому является состоявшаяся в апреле 1993 г. в Москве конференция по бизнесу.

Итак, понятие «предпринимательство» в нашей культуре по своему смыслу и значению отличается от понятия «антрепренерство», имеющему хождение на Западе. При анализе данного направления в бизнесе, которое, по мнению авторитетных теоретиков, получит большое распространение в обозримом будущем, это следует учитывать.

Кого же считают антрепренером (предпринимателем)? Что такое антрепренерство (предпринимательство)? Исчерпывающую информацию по этим вопросам мы получаем из книги Роберат Хизрича и Майсла Питерса «Антерпренерство».

Американцы начали изучать антрепренерское направление в бизнесе, в частности, деятельность антрепренеров, в середине 50-х годов. Они обнаружили здесь так много специфики, что не нашли в своем языке надлежащего слова для его обозначения и обратились к французскому entrepreneur. Надо сказать, что впервые этот термин был использован еще в начале XVIII в. английским экономистом Ричардом Кантильоном, который считал антрепренера человеком, действуюпщм в условиях риска. В XX в. сложилось современное понятие деятельности антрепренера как новатора. В этом деле получил признание американский экономист Джозеф Шумпетер (1883-1950). Он писал, что главная задача антрепренера состоит в реформировании способа производства путем внедрения новых технологий для производства новых товаров или ранее производимых товаров, но новыми методами благодаря открытию другого источника сырья или нового рынка сбыта.

Как видно, деятельность антрепренера и, следовательно, содержание антрепренерства представляет собой систему:
а) инноваторства (новые технологии, новые товары, новые рынки и т.п.);
б) деятельности в условиях риска;
в) деятельности в условиях свободы маневра, инициативного поведения.

Наше понятие предпринимательства сильно отличается от такого трехкомпонентного системного представления.

Свое понимание антрепренерства разработал Питер Друкер. Во-первых, он понимает антрепренерство как чисто американское явление. Во-вторых, появление антрепренерства и в целом антрепренерской экономики стало возможно благодаря сдвигам в менеджменте. Если раньше менеджмент относился в основном к сфере деятельности крупных коммерческих предприятий, то за последние 10-15 лет идеи менеджмента распространились и на малые предприятия, некоммерческие учреждения, общественные организации, государственный аппарат. И поскольку менеджмент сегодня проявляет себя «очеловеченной» наукой и практикой, то и антрепренерство, закрепившееся в бизнесе на ценностях менеджмента, тоже можно считать «очеловеченным».

Антрепренерство обычно ассоциируется с деятельностью инициативных, рисковых и ищущих новых технологий индивидов, управляющих малыми самостоятельными предприятиями. И таких людей в современном бизнесе очень много. Однако еще больше их действует в структуре крупных предприятий. Таких людей называют интрапренерами (intrapreneurs). Часто говорят, что интрапренер — это антрепренер в структуре крупного предприятия.

Интрапренерство возникает как реакция на застои, сбои и всякие неурядицы в бизнесе. Складывается этот вид деятельности на узких участках, где возникают задержки производства. Например, в крупном универмаге появляется затруднение со сбытом сезонных товаров. Немедленно здесь появляется интрапренерская группа, которая создает отдел сезонной распродажи и разрешает возникшее затруднение.

Другой пример. В ансамбле танцев возникают неурядицы с обеспечением танцоров специальной обувью. Интрапренеры немедленно организовали свой бизнес. Они не только обеспечили всех танцоров прекрасной обувью, но и стали производить обувь на продажу.

Компьютерный гигант IBM пришел к выводу, что интрапренерство будет способствовать росту компании. В рамках всей компании стала действовать концепция независимых подразделений, согласно которой каждое звено компании работает как отдельная организация со своим мини-советом директоров (в дальнейшем, правда, это привело к негативным результатам, но на начальном этапе преобразований это стимулировало энтузиазм сотрудников).

Теоретики бизнеса сейчас считают, что все даже успешно действующие организации должны делать ставку на антрепренеров и интрапренеров. Только в этом случае будет гарантирован успех в бизнесе, а организации приобретут определенную степень непотопляемости.

В современных условиях развития бизнеса, как подчеркивает Питер Друкер, деятельность инновационных структур (типа антрепренеров и интрапренеров) — это спасительная соломинка для современного общества, за которую оно должно жадно захватиться. Мы нуждаемся в обществе, пишет он, «в котором инновационность и антрепренерство были бы устойчивым, нормальным и необходимым явлением... От руководителей всех организаций требуется, чтобы они превратили инновационную каждодневную деятельность в практику их личной работы и работы подчиненных подразделений».^ Судя по тому, как развивается бизнес, мы двигаемся к антрепнерскому (предпринимательскому) обществу. Экономическая политика такого общества должна отвечать современным требованиям бизнеса XXI века.

По своей сути инновации не могут быть полностью предугаданы. Их, конечно, можно спланировать до мельчайших подробностей, но тогда это потребует массы средств. Если такие инновации будут неудачными, то их или а) придется отбрасывать (напрасная затрата средств и сил) или б) проталкивать в дело (тормоз для будущего развития). Инновационная деятельность должна быть целенаправленной, но децентрализованной. Она должна носить микроэкономический характер. «Инновация не заносится ураганом, ее приносит дуновение бриза».

Источник: 
Ладанов И.Д., Практический менеджмент