Предпосылки для формирования эмоциональной зависимости

Предпосылки к развитию аддикций в целом можно разделить на три уровня:

1.    Биологический
К биологическому уровню можно отнести генетическую наследственность, к употреблению психоактивных веществ (чаще всего алкоголя). Так же, сюда можно отнести последствия патологии беременности в первые 2-3 года жизни, и индивидуальные особенности нервной деятельности (правополушарная асимметрия).

Сюда относятся те биологические факторы, которые негативно влияют на способность человека адаптироваться к социуму, на его способность справляться с собственными аффективными процессами и на его стремление к расширенным состояниям сознания.

2.    Социальный
Негативный пример взрослых. В РФ аддикция, как способ произвольного регулирования собственного психического состояния практикуется большим количеством населения. Можно сказать, что проблема аддиктивного поведения - это национальная проблема в России. На профилактических тренингах в подростковой среде, часто можно столкнуться с тем, что в ответ на аргументы тренера в строну здорового образа жизни, подростки приводят контраргументы, которые слышали из уст собственных родителей. Кроме того, современная российская общественная культура воспевает аддиктивное поведение, как поведение нормальное. Пьянство, даже многолетнее, в общественном сознании россиянина - не считается алкоголизмом, фанатичное увлечение спортом, даже в ущерб здоровью - считается здоровым образом жизни, трудоголизм -считается хорошим качеством в мужчине, аддикты отношений и любовные аддикты - считаются душевными и милыми людьми, и т.д. В общественном сознании нет четкого понимания патологической стороны аддикции и нет стремления узнать её, чтобы защитить будущие поколения от ошибок.

Кроме того, социальная нестабильность, как на уровне одной семьи, так и на уровне государства, является благодатной почвой для развития аддиктивных форм поведения. Любые социальные факторы, вызывающие устойчивый психологический дискомфорт - являются предпосылками к развитию аддиктивных форм поведения в подростковой среде.

3.    Психологический
К психологическому уровню можно отнести любые психогенные факторы, которые являются причиной для устойчивого ощущения психологического дискомфорта.

Сюда можно отнести последствия острых стрессовых ситуаций, последствия хронических стрессов, таких как:

  1. Разрыв значимых интимных отношений
  2. Хроническое горе
  3. Развод родителей
  4. Хронические конфликты в школе со сверстниками и преподавателями
  5. Конфликты с близкими друзьями и подругами
  6. Травма изгоя
  7. Сопереживание подростком проблем в семье близких людей
  8. Переживание физического уродства и т.д.

Так же к психологическому уровню относится неразвитая эмоционально -волевая сфера.

Эмоционально - волевая сфера - это система внутренней регуляции деятельности индивида, направленной на удовлетворение доминирующих потребностей.

У человека существует система доминирующих потребностей, гармоничное удовлетворение которых приводит его к устойчивому ощущению субъективно переживаемого счастья, другими словами, так называемого, психологического комфорта. Относительно каждой потребности существует объект, потенциально способный её удовлетворить. При фактическом обнаружении такого объекта, или при получении информации о его существовании, возникает мотивация к деятельности. Относительно мотивации формируется цель деятельности, относительно цели формируется система задач, необходимых для решения для достижения цели, относительно системы задач формируется алгоритм фактических действий, относительно алгоритма фактических действий формируется преставление о ресурсе, необходимом для совершения этих действий, относительно преставления о фактически присутствующем ресурсе формируется прогноз результата. Далее совершается действие, в ходе выполнения которого основным индикатором эффективности деятельности относительно результата, является эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней. Когда результат достигнут, срабатывает система оценки результата, где основным индикатором результата является так же эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней.

В случае, если вышеописанная система гармонично развита, личность является успешной в своих начинаниях. Субъективное ощущение дискомфорта приводит к осознанию мотива деятельности и сообщает о неэффективности выбранной стратегии деятельности. Далее идет смена стратегии на более эффективную, с анализом недочетов предыдущего опыта и учетом ошибок. Таким образом, эффективность деятельности постепенно растет, что увеличивает шансы индивида на удовлетворение системы доминирующих потребностей. Субъективное чувство психологического дискомфорта приводит к действию, его изменяющему и не тяготит личность.

В случае если эмоционально-волевая система неразвита, то это приводит к хронизации субъективного чувства психологического дискомфорта, снижает способность личности адаптироваться в социуме и приводит к поиску индивида альтернативных способов регулирования собственного эмоционального состояния, которым и является аддикция.

Развиваясь, аддикция вмешивается в функционирование всей эмоционально волевой сферы, подавляет систему доминирующих потребностей и починяет себе вышеописанный механизм целеполагания, который со временем переходит на обслуживание аддиктивного процесса.

Кроме того, ряд авторов (Личко, 1977; Лысенко, Ревенок, 1988; Морозов, Боголепов, 1984; Смулевич, 1983; Гулямов, 1988; Пятницкая, 1994, и др.) отмечают, что аддиктивное поведение наиболее часто формируется у лиц с аномалиями характера (акцентуации, психопатии), при чем из существующих классификаций наиболее выделяются в этом плане некоторые из них, такие как: неустойчивые, эпилептоидные и конформные (по мнению А. Е. Личко, 1977), либо гипертимные, эпиленптоидные, истероидные и неустойчивые (Егоров, 2003)

Ключевые слова: Зависимость, Эмоции
Источник: Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Материалы по теме
Понятие эмоциональной зависимости
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Виды эмоциональных зависимостей
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Эмоциональные особенности подростка
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Психология эмоций - качество, формы, виды
...
Эмоции и чувства в норме
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Профилактика компьютерной зависимости
Юрьева Л.Н., Компьютерная зависимость
Психологические теории эмоций
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий