Предпосылки к развитию аддикций в целом можно разделить на три уровня:
1. Биологический
К биологическому уровню можно отнести генетическую наследственность, к употреблению психоактивных веществ (чаще всего алкоголя). Так же, сюда можно отнести последствия патологии беременности в первые 2-3 года жизни, и индивидуальные особенности нервной деятельности (правополушарная асимметрия).
Сюда относятся те биологические факторы, которые негативно влияют на способность человека адаптироваться к социуму, на его способность справляться с собственными аффективными процессами и на его стремление к расширенным состояниям сознания.
2. Социальный
Негативный пример взрослых. В РФ аддикция, как способ произвольного регулирования собственного психического состояния практикуется большим количеством населения. Можно сказать, что проблема аддиктивного поведения - это национальная проблема в России. На профилактических тренингах в подростковой среде, часто можно столкнуться с тем, что в ответ на аргументы тренера в строну здорового образа жизни, подростки приводят контраргументы, которые слышали из уст собственных родителей. Кроме того, современная российская общественная культура воспевает аддиктивное поведение, как поведение нормальное. Пьянство, даже многолетнее, в общественном сознании россиянина - не считается алкоголизмом, фанатичное увлечение спортом, даже в ущерб здоровью - считается здоровым образом жизни, трудоголизм -считается хорошим качеством в мужчине, аддикты отношений и любовные аддикты - считаются душевными и милыми людьми, и т.д. В общественном сознании нет четкого понимания патологической стороны аддикции и нет стремления узнать её, чтобы защитить будущие поколения от ошибок.
Кроме того, социальная нестабильность, как на уровне одной семьи, так и на уровне государства, является благодатной почвой для развития аддиктивных форм поведения. Любые социальные факторы, вызывающие устойчивый психологический дискомфорт - являются предпосылками к развитию аддиктивных форм поведения в подростковой среде.
3. Психологический
К психологическому уровню можно отнести любые психогенные факторы, которые являются причиной для устойчивого ощущения психологического дискомфорта.
Сюда можно отнести последствия острых стрессовых ситуаций, последствия хронических стрессов, таких как:
- Разрыв значимых интимных отношений
- Хроническое горе
- Развод родителей
- Хронические конфликты в школе со сверстниками и преподавателями
- Конфликты с близкими друзьями и подругами
- Травма изгоя
- Сопереживание подростком проблем в семье близких людей
- Переживание физического уродства и т.д.
Так же к психологическому уровню относится неразвитая эмоционально -волевая сфера.
Эмоционально - волевая сфера - это система внутренней регуляции деятельности индивида, направленной на удовлетворение доминирующих потребностей.
У человека существует система доминирующих потребностей, гармоничное удовлетворение которых приводит его к устойчивому ощущению субъективно переживаемого счастья, другими словами, так называемого, психологического комфорта. Относительно каждой потребности существует объект, потенциально способный её удовлетворить. При фактическом обнаружении такого объекта, или при получении информации о его существовании, возникает мотивация к деятельности. Относительно мотивации формируется цель деятельности, относительно цели формируется система задач, необходимых для решения для достижения цели, относительно системы задач формируется алгоритм фактических действий, относительно алгоритма фактических действий формируется преставление о ресурсе, необходимом для совершения этих действий, относительно преставления о фактически присутствующем ресурсе формируется прогноз результата. Далее совершается действие, в ходе выполнения которого основным индикатором эффективности деятельности относительно результата, является эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней. Когда результат достигнут, срабатывает система оценки результата, где основным индикатором результата является так же эмоция и когнитивный ряд, связанный с ней.
В случае, если вышеописанная система гармонично развита, личность является успешной в своих начинаниях. Субъективное ощущение дискомфорта приводит к осознанию мотива деятельности и сообщает о неэффективности выбранной стратегии деятельности. Далее идет смена стратегии на более эффективную, с анализом недочетов предыдущего опыта и учетом ошибок. Таким образом, эффективность деятельности постепенно растет, что увеличивает шансы индивида на удовлетворение системы доминирующих потребностей. Субъективное чувство психологического дискомфорта приводит к действию, его изменяющему и не тяготит личность.
В случае если эмоционально-волевая система неразвита, то это приводит к хронизации субъективного чувства психологического дискомфорта, снижает способность личности адаптироваться в социуме и приводит к поиску индивида альтернативных способов регулирования собственного эмоционального состояния, которым и является аддикция.
Развиваясь, аддикция вмешивается в функционирование всей эмоционально волевой сферы, подавляет систему доминирующих потребностей и починяет себе вышеописанный механизм целеполагания, который со временем переходит на обслуживание аддиктивного процесса.
Кроме того, ряд авторов (Личко, 1977; Лысенко, Ревенок, 1988; Морозов, Боголепов, 1984; Смулевич, 1983; Гулямов, 1988; Пятницкая, 1994, и др.) отмечают, что аддиктивное поведение наиболее часто формируется у лиц с аномалиями характера (акцентуации, психопатии), при чем из существующих классификаций наиболее выделяются в этом плане некоторые из них, такие как: неустойчивые, эпилептоидные и конформные (по мнению А. Е. Личко, 1977), либо гипертимные, эпиленптоидные, истероидные и неустойчивые (Егоров, 2003)