Предмет семиотики. Знаковая природа информации

Семиотика (от греч. semeion — 'знак, признак') изучает знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке. Термин семиотика помимо значения 'наука о знаках и знаковых системах' метонимически употребляется также в значении 'знаковая система' (например, биологические семиотики, семиотика бессознательного, ритуальная семиотика, семиотика сцены, картографическая семиотика, искусственные семиотики и т. д.

Все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации в природе и обществе, протекают с использованием знаковых систем или внесистемных (изолированных) знаков, т.е. являются семиотическими. В информационных процессах знаки выступают в качестве элементарных носителей информации, а знаковые системы — в качестве элементарных баз данных (о том или ином фрагменте мира), при этом отдельная семиотика (отдельная база данных) представляет собой некоторую модель (образ, аналог) соответствующего фрагмента мира, в которой отображены те или иные черты и возможные состояния этого фрагмента. В информационных процессах конкретная семиотика функционирует как моделирующая система, с помощью которой субъект коммуникации моделирует в своем сознании соответствующий фрагмент мира и порождает актуальную информацию об этой действительности.

В порядке иллюстрации рассмотрим информационно-моделирующие возможности двух семиотик: первая — это относительно простая и искусственная (т.е. сознательно созданная людьми) семиотика — система знаков, регулирующих дорожное движение, и вторая — содержательно более богатая и естественно сложившаяся семиотика одного из изобразительных искусств — скульптура.

Несколько десятков дорожных знаков, знаки дорожной разметки, сигналы светофора и сигналы регулировщика в совокупности образуют обобщенную картину современного дорожного движения с выделением тех его аспектов, которые наиболее важны для безопасности участников. Вот только некоторые сведения, представленные в данной семиотике:

  • информация об основных видах транспорта, участвующего в дорожном движении (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, гужевой транспорт, транспортные средства с прицепом, а также допустимые предельные габариты транспортных средств);
  •  информация об основных видах дорог, по которым осуществляется движение (главная и второстепенная дороги; автомагистраль; дороги с одно- и двусторонним движением; дорога с полосой для транспортных средств общего пользования и др.);
  • информация об основных опасных ситуациях в дорожном движении (пешеходный переход, дети, пересечение с велосипедной дорожкой, железнодорожный переезд, обгон, дорожные работы и т.д.);
  • информация о водителях (водитель-инвалид, водитель-врач, водитель-ученик, водитель использует ручное управление) и многое другое.

Щитки с дорожными знаками, при помощи которых в надлежащих местах оборудуются дороги, разметка определенных участков дороги, сигналы светофора, предупредительные знаки на встречных и попутных транспортных средствах — все это в совокупности сообщает каждому участнику движения информацию, регулирующую его поведение в зависимости от условий движения на конкретном участке дороги.

Семиотика скульптуры, в отличие от живописи и графики, моделирует представления человечества о значительном, характерном, выразительном, непреходящем, может быть, даже вечном в трехмерной и обособленной, внеконтекстной фигуре человека (существенно реже — в фигурах групп людей, еще реже — в фигуре или фигурах животного). Семиотические возможности скульптуры связаны с рядом факторов: 

  • информативностью выбора прототипов изображения: в большинстве это вожди, цари, герои — в том или ином отношении выдающиеся люди (особенно в памятниках), крайне редко — животные и никогда — то, что в живописи и графике назовут пейзажем и натюрмортом. Для характеристики представлений людей о содержательности объемных антропоморфных изображений много говорит существование символических, аллегорических, обобщенных скульптур (например, атланты и кариатиды; или скульптура «Правосудие» в виде фигуры женщины; монумент «Победа» в виде фигуры воина и т.п.);
  • информативностью выбора тех или иных художественно-изобразительных возможностей, которыми располагает семиотика скульптуры: изображение в полный рост (статуя), бюст или только голова или даже лицевая маска; изображение в натуральную величину, увеличенное или уменьшенное (статуэтка); изображение обобщенное, условное, символическое, романтическое или конкретное, узнаваемое, «реалистическое» и т.д.

Легко видеть, что возможности искусства скульптуры не удается так же легко обозреть и перечислить, как все значения, представленные в дорожных знаках. Возможности искусства принципиально не ограничены: талантливый скульптор, создавая новое произведение, не только выбирает и соединяет те элементы языка скульптуры, которые существовали до него, но и открывает, вырабатывает новые, тем самым расширяя содержательные возможности данного искусства.

Ключевые слова: Информация, Семиотика
Источник: Мечковская Н.Б. - Семиотика. Язык, природа, культура - 2007
Материалы по теме
Отношения интеллектуальной собственности в сделках купли-продажи технологий и информации
...
Понятия «технология» и «информация» применительно к мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Информационная агрессия и иммунитет
Колесникова Т.И., Психологический мир личности и его безопасность
Общая модель воздействия в информационной кампании
Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века
Интенсивные модели воздействия (метод "Промывания мозгов")
Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века
Информационное обеспечение социального управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Правовое регулирование информационных отношений
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Организация информации
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Оставить комментарий