Понятия и феноменология индивидуальных кризисов

«Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах» (Р. Бах)

Индивидуальный кризис можно определить эмоционально, интеллектуально и поведенчески как ситуацию, которая требует значительных изменений представлений о себе и мире. По мнению Г. Олпорта, масштабность изменений не может не затронуть изменения личностные. Можно сказать, что индивидуальный кризис — это переживание потери на двух уровнях: на личностном уровне — потеря идентичности, на социально-психологическом — потеря способности (дезадаптация) к адекватному мышлению и поведению (Олпорт, 2002).

Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что в такие моменты актуальна внутренняя потребность человека реализовать эти изменения максимально быстро.

Слово «кризис» означает в переводе с китайского языка — «полный опасности шанс». Эта чеканная формула дает ясное понимание двойной роли кризисных состояний в индивидуальной судьбе человека. С одной стороны, это трудный, порой мучительный период. С другой — это такой момент, когда мы, как никогда в другое время, готовы к обновлению.

Человек, переживающий жизненный кризис, не может оставаться прежним: возникает жесткая необходимость преодолеть устоявшиеся установки и отказаться от привычных форм поведения. Он стоит перед необходимостью осмыслить, переработать и присвоить новый опыт. Эти изменения могут носить как позитивный характер, так и негативный. И первое и второе — поиск иного варианта адаптивности. Негативным можно считать переход к варианту адаптивности за счет регресса. В этом случае человек теряет возможность личностного роста. Это может выражаться в отказе от ответственности и выполнения каких-то социальных ролей, в пассивности, личностной изоляции или формировании зависимости от других людей. Типичным в таких ситуациях может быть стремление действовать как все, шаблонно (а значит, безопасно) или опираясь на мнение и требования окружающих.

Позитивный вариант преодоления индивидуального жизненного кризиса состоит в том, чтобы использовать потенциал сложной ситуации, а потенциал кризиса — в возможности развития и даже толчке к нему. Пройдя болезненный этап изменений, человек не просто меняется, а приобретает новые качества и способности, открывает для себя новые пути развития. Его представления о себе и мире оказываются более адекватными и дифференцированными. Человек становится более зрелым, независимым и ответственным. Таким образом, не всегда опасность кризиса только в угрозе. Очень важно, что кризис — это вероятность, даже опасность, упустить шанс для развития.

В кризисной ситуации человек стоит перед выбором своего пути. Как это сформулировал Абрахам Маслоу (1999), человек постоянно осуществляет выбор между безопасностью и развитием. В ситуации кризиса требования этого выбора становятся особенно жесткими. Выбор в пользу развития — это, на наш взгляд, и есть настоящий выход из кризиса.

Кризис — это ситуация, в которой жизнь «тестирует» человека на его готовность и способность стать тем, кем он может стать. Итак, центральным звеном кризиса как жизненного вызова является потеря устоявшихся представлений о себе, идентичности. Поиск идентичности возможен по негативному и позитивному сценарию.

Негативными вариантами являются:

  • неспособность справиться с новой, более сложной системой образа Я, что приводит к личностному регрессу;
  • адаптация по принципу минимизации затрат, следование чьим-то советам, указаниям, примерам;
  • стремление остаться в тени, признание своей малой ценности и низкой значимости.

Позитивными вариантами обретения идентичности являются:

  •  исследование своих возможностей и принятие более сложного, порой более противоречивого образа себя, творчески выстроенная Я-концепция;
  • опора на внутренние ресурсы для разрешения сложных ситуаций и отказ от стандартных вариантов решения проблем;
  •  выбор пути развития, в противовес избеганию трудностей, комфорту и безопасности.

При описании анализа феномена жизненного кризиса различными авторами наиболее часто используются следующие понятия.

Кризисная ситуация — это совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств, создающих необходимость кардинальных системных изменений хода своей жизни.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.

Часто в качестве синонима понятия «кризисная ситуация» используется понятие «трудная жизненная ситуация», которое является термином более социальным, чем психологическим.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспечен-ность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания в РФ: федеральный закон: принят 10 декабря 1995 г.; в ред. 22 августа 2004 г.).

В близких понятиях «кризисное событие» и «кризисная ситуация» важной характеристикой является «нежелательность явления», которая ставит кризисное явление в зависимость от личностной оценки и личностного восприятия. Нежелательность кризисного события определяется тем, что оно опасно («совместная опасность» — второй системообразующий элемент данного понятия) для жизнедеятельности человека. Это может быть угроза его здоровью, материальному благополучию, социальному статусу, внутриличностному равновесию.

Психологический анализ выделяет следующие параметры кризисного события:

  1. неблагоприятные условия для жизнедеятельности;
  2. угрожающий характер события;
  3. резкое возрастание внутриличностной напряженности;
  4. истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера;
  5. изменение динамических стереотипов поведения;
  6. кризисное состояние личности (Пергаменщик, 2004).

Часто используется также понятие «личностный кризис», которое является наиболее близким к термину «индивидуальный жизненный кризис». Личностный кризис определяется как самостоятельный кризис индивидуальной жизни, возникающий в условиях субъективной невозможности реализации внутренних необходимостей жизни, сопровождающийся переживанием состояния внутренней дезинтеграции, которое возникает в результате осознания субъектом рассогласования реальных жизненных отношений и глубинных смысловых структур личности (Жедунова Л. Г., 2009).

Менее широким является понятие «кризисное состояние» (Амбрумова А. Г., По-леев А. М., 1986) — это психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Кризисное состояние развивается под влиянием внутренних процессов. Внешние события могут являться запускающим механизмом.

Кризисное состояние определяется фрустрацией — психическим состоянием человека, вызываемым объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживанием неудачи и стрессом.

Компоненты кризисного состояния

В психологии для описания любых феноменов, как правило, используют эмоциональный, когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты. В реакции на кризисную ситуацию эти компоненты тесно связаны друг с другом и определяют содержание кризисного переживания и психологического состояния.

1.    Эмоциональный компонент
Эмоциональный компонент является наиболее выраженным в кризисном состоянии. Для него характерны следующие особенности:

  • выраженно негативный характер переживаний. На первое место в кризисной ситуации выходят ощущения и эмоции отрицательного характера («мне плохо»);
  • высокая интенсивность переживаний. Сила и интенсивность чувств в кризисной ситуации значительно превосходят те эмоции, которые человек испытывает в повседневной жизни («я этого не вынесу»);
  • многообразие переживаний: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т. д.;
  • противоречивость переживаний. Часто чувства, испытываемые человеком в кризисной ситуации, имеют противоречивый характер. То, что в нормальной жизни обычно несовместимо, в кризисном состоянии переживается одномоментно. Например, облегчение и боль в случае смерти больного родственника;
  • необычность переживаний. Большинство чувств, которые испытывает человек, необычны и непривычны для него («я не понимаю, что со мной»).
  • неприемлемость переживаний. Некоторые чувства обычно считаются неприемлемыми, недопустимыми (например, злость, гнев, ярость, ненависть). В результате человек, испытывающий эти чувства, ощущает себя «ненормальным» и изолированным от общества, поскольку он не может рассказать о них окружающим, что еще более усугубляет его кризисное состояние («я схожу с ума»);
  •  неприятие переживаний. Ряд чувств, которые характерны для кризисного состояния, неприемлемы не только для окружающих, но и не принимаются самим человеком. В результате значительная часть кризисного состояния наполнена так называемыми метачувствами или переживаниями по поводу своих чувств. Главным образом это отрицательные чувства, которые проявляются в борьбе человека со своей реакцией на кризисную ситуацию («я пытаюсь держать себя в руках»).

2.    Когнитивный компонент
Когнитивный компонент тесно связан с эмоциональным и проявляется в неспособности человека самому найти выход из создавшейся ситуации: «Я не знаю, что мне делать». В этом смысле до определенной степени кризисной можно считать любую ситуацию, в которой затруднен поиск выхода из создавшегося положения. Когнитивный компонент кризисного состояния также выражается в одномерном видении ситуации, — например, человек видит выход из своего состояния в том, чтобы «избавиться от невыносимых чувств». Иногда это состояние называют «тоннельным видением».

3.    Мотивационный и поведенческий компоненты
В кризисном состоянии человек теряет важные смысложизненные ориентиры. Глубокая апатия — естественная реакция на потерю этих ориентиров. Человек говорит: «Я ничего не хочу», «мне ничего не надо», он отказывается не только от своих желаний, но и от любых действий и не в силах взять на себя какую-либо ответственность за происходящее с ним. Таким образом, в кризисном состоянии человек испытывает ощущение хаоса, раздробленности и «потери себя», он чувствует себя неадекватным или даже психически ненормальным, поскольку все, что происходит с ним, совершенно не вписывается ни в его Я-концепцию, ни в его концепцию окружающего мира. Это выходит за рамки его представлений о себе, представлений о нормальном поведении и состоянии (Трунов Д., Бячкова Н., 2004).

Темы: Кризис, Личность
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Развитие и этапы психологического кризиса
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Классификация индивидуальных жизненных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Кризисные состояния личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Идеи развития и периодизация жизни Д. Левинсона
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Преморбидные типы личности
Гейслер Е.В., Психиатрия
А. Н. Леонтьев - Индивид и личность
...
Оставить комментарий