Классификация индивидуальных жизненных кризисов

На сегодняшний день еще нет общепринятой и устоявшейся системы классификации жизненных кризисов. Существует большое разнообразие подходов к созданию типологий на различных основаниях, например:

  1. детерминированные внешними условиями и характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека;
  2. по критерию продолжительности: микрокризис — несколько минут; кратковременный — до 4-6 недель; долговременный — до одного года;
  3.  по критерию результативности: конструктивные; деструктивные и т. п.

В психологической литературе приводится перечень основных видов кризисов:

  • кризисы развития (возрастные кризисы),
  • кризисы утраты и разлуки,
  • травматические кризисы,
  • кризисы отношений и состояния души,
  • кризисы смысла жизни,
  •  морально-этические кризисы.

Предлагается деление кризисных состояний на три вида (Козлов В. В., 2007):

  • материальные;
  • социальные;
  • духовные.

Общепринятым является разделение по критерию предсказуемости во времени: кризисы нормативные и ненормативные. Такая классификация наиболее общего вида присуща большинству видов кризисов.

Нормативными являются кризисы на различных этапах жизненного пути человека, когда изменения обстоятельств и условий его жизнедеятельности происходят практически обязательно у большинства людей. Нормативные кризисы связаны с возрастным развитием и эволюцией социального статуса человека. Например, кризис подросткового возраста в большей степени обусловлен психобиологическим развитием, а начало школьного возраста — изменением вида деятельности.

Ненормативные кризисы связаны с возникновением неожиданных кризисных ситуаций, например с ранней смертью близких, потерей работы, болезнями и другими кризисными событиями.

Можно выделить два больших класса кризисов по их содержанию и условиям возникновения:

Кризисы развития:

  • возрастные, связанные с переходом в следующий возрастной период;
  • профессиональные, связанные с этапами профессионального развития;
  • творческие, связанные с развитием творческой деятельности;
  • экзистенциальные и духовные, связанные с личностным или духовным ростом.

Травматические кризисы:

  • травматические ситуации;
  • трудные жизненные ситуации (беременность, аборт, болезнь);
  • потери, утраты и т. п.
Ключевые слова: Кризис, Личность
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Понятия и феноменология индивидуальных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Развитие и этапы психологического кризиса
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Кризисные состояния личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Идеи развития и периодизация жизни Д. Левинсона
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Методы формирования сознания личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий