Понятие, признаки и принципы государственной службы

Государственная служба традиционно понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государственная служба — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах и организациях (в том числе деятельность врачей, учителей, служащих государственных предприятий, учреждений и т. п.); в узком смысле -это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти). Современная государственная служба, начиная с ФЗ от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ»1, понимается в узком смысле. Однако не всякое выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти) является государственной службой.

Для уяснения сущности государственной службы принципиальное значение имеют такие понятия, как «должность» и «государственная должность».

Должность — это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и т. п.), с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой липу -служащему — в целях ее практического осуществления (В. М. Манохин).

Действующее законодательство (см.: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»; ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») разделяет должности на государственные и должности государственной службы.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее — ФЗ № 79) государственные должности — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Особенности государственных должностей:
1) особый способ их учреждения — прямое указание на них в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах), законах субъектов РФ;
2) назначение государственных должностей состоит в том, что они устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ;
3) статус лиц, исполняющих полномочия по государственной должности, своеобразен и определяется соответствующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами (Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ» и т. п.), нормы, касающиеся государственных служащих и закрепленные в законодательстве о государственной службе, на данную категорию лиц не распространяются.

Государственные должности бывают двух видов: • государственные должности РФ (Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Федеральный министр, судьи, Генеральный Прокурор РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ и т. д.). Исчерпывающий перечень государственных должностей РФ содержится в Указе Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях РФ»; - государственные должности субъектов РФ (Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица субъекта РФ. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, председатель избирательной комиссии субъекта РФ, мировой судья и т. д.). Примерный перечень государственных должностей субъектов РФ устанавливается Указом Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов РФ». Исчерпывающие перечни должностей закрепляются соответствующим нормативными правовыми актами субъекта РФ (например, Законом Ярославской области от 28.12.2011 № 55-з «О государственных должностях Ярославской области»). Таким образом, деятельность на государственных должностях РФ и субъектов РФ, хотя и осуществляется в органах государственной власти, но по своим целям, задачам и масштабам осуществляемых служебных полномочий является самостоятельным видом служебной деятельности и А" государственной службе не относится.

В самом общем виде государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ в органах государственной власти на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

Признаки государственной службы:
1) это разновидность служебной деятельности в обществе;
2) является видом публичной службы, т. е. службы в органах публичной власти;
3) профессиональная деятельность (осуществляется специалистами, имеющими соответствующее профессиональное образование, опыт работы, знания законодательства, навыки и т. д.);
4) рассматриваемая нами служба является именно государственной, которая осуществляется в органах государственной власти (а не в органах местного самоуправления) и в некоторых организациях (службах, формированиях, учреждениях), реализующих функции государственных органов (в Вооруженных силах РФ, правоохранительных учреждениях и т. п.);
5) носит обеспечивающий характер (это деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности);
6) как правило, осуществляется гражданами РФ (исключением является военная служба, на которой могут состоять и иностранные граждане):
7) связана с замещением определенных должностей — должностей государственной службы, исчерпывающий перечень которых содержится в соответствующем реестре (Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы», постановление Губернатора Ярославской области от 21.12.2005 № 871 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Ярославской области»):
8) опосредуется правом (все вопросы, связанные со службой, ее формированием, прохождением, определением статуса служащих и т. п., должны быть четко урегулированы в соответствующих нормативных правовых актах; совокупность правовых норм, регламентирующих различные аспекты государственной службы, составляют институт (подотрасль) государственной службы в рамках административного права);
9) возмездная деятельность (государственный служащий получает за нее денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ).

Официальное законодательное определение государственной службы содержится в ст. 1 ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»: «Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, ФЗ "О системе государственной службы РФ" не регулируется».

В юридической литературе под принципами государственной службы понимают основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы (Ю. Н. Стартов).

Статья 3 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» регламентирует основные принципы построения и функционирования системы государственной службы (федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих и др.). В данном акте указывается, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования соответствующего вида государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Например, принципы государственной гражданской службы закреплены в ст. 4 ФЗ № 79 (единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами и т. д.).

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.