Государственное регулирование инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов.

Перечислим основные направления государственного регулирования этого вида предпринимательской деятельности.

1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. К таким органам в первую очередь относится Федеральное агентство по науке и инновациям. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Роснаука находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительств РФ от 16 июня 2004 г. № 281.

К полномочиям относится, в частности:
- организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;
- ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
- ведение реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- осуществление в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;
- осуществление функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности и др.

Определенные функции в данной сфере выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Действуют консультативные, координационные органы, например, Совет при Президенте по науке и высоким технологиям, Правительственная комиссия по научно-инновационной политике.

Для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.) образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в форме государственной некоммерческой организации. Положение о Фонде утверждено постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 651.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 8272 создан Федеральный фонд производственных инноваций в качестве государственного учреждения. К основным задачам Фонда относятся:
- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
- поддержка инновационной деятельности путем финансирования строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов;
- участие в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе.

2. Определение основных направлений государственной инновационной политики и мер по ее реализации. Так, Президентом РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 утверждены Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу; распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 1187-р - План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования.

Закон об инновационной деятельности Москвы определяет принципы, задачи, порядок формирования инновационной политики города Москвы Инновационная политика города Москвы - скоординированный комплекс мер органов государственной власти города Москвы, направленный на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности и учитыгающий инновационную политику федеральных органов государственной власти, интересы субъектов науки и производства и приоритетные проблемы социально-экономического развития города Москвы.

Инновационная политика города Москвы определяет:
а) приоритетные направления инновационной деятельности;
б) приоритетные виды продукции инновационной деятельности;
в) объекты государственного регулирования инновационной деятельности;
г) способы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности;
д) источники финансирования инновационной деятельности.

Инновационная политика города Москвы разрабатывается Правительством Москвы на среднесрочный и долгосрочный периоды в соответствии с показателями и положениями Программы социально-экономического развития города Москвы.

Правительство Москвы обеспечивает реализацию инновационной политики города Москвы, в том числе:
а) разработку концепции инновационной политики города Москвы;
б) формирование инновационной системы города Москвы, т. е. со-овокупности взаимодействующих на единых институциональных принципах субъектов инновационной деятельности и ее инфраструктуры, а также органов государственной власти города Москвы, обеспе-читающих реализацию государственной инновационной политики. Инновационная система - система регулирования, координации и контроля инновационной деятельности;
управление долями города Москвы в имуществе субъектов инновационной деятельности;
г) принятие совместных решений с федеральными органами власти, органами власти других субъектов Российской Федерации;
д) заключение Правительством Москвы межгосударственных и межрегиональных соглашений в области инновационной деятельности в пределах своей компетенции;
е) принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства.

Для повышения эффективности реализации инновационной политики города Москвы при Правительстве Москвы формируется Экспертный совет по развитию инновационной деятельности в городе Москве.

Координация инновационной деятельности осуществляется при формировании инновационной политики города Москвы и ее реализации через инновационные программы (проекты) и мероприятия, предусмотренные Комплексной программой инноваций на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Инновационная программа (проект) представляет собой увязанный по цели, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку, производство и реализацию инновационной продукции.

Комплексная программа инноваций разрабатывается в соответствии с основными положениями инновационной политики города Москвы с учетом конкретных целей, являющихся приоритетными на период ее действия, и должна содержать:
а) задачи на определенный период;
б) контролируемые показатели;
в) инновационные программы (проекты) и отдельные мероприятия (при необходимости);
г) меры поддержки, предоставляемые субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности органами государственной власти города Москвы;
д) источники и объемы финансирования.

3. Финансирование инновационной деятельности. В соответствии со ст. 67 Бюджетного кодекса РФ, часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, относится к капитальным расходам. Законы о бюджете на соответствующий год предусматривают выделение средств на проведение инновационных мероприятий, финансирование государственных целевых программ. Так, на финансирование деятельности Фонда производственных инноваций в Федеральной инвестиционной программе предусмотрено выделение государственных инвестиций в размере 1,5 процента государственных централизованных капитальных вложений.

В качестве примера такой программы, реализуемой в настоящее время, можно назвать Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»1. Одна из задач программы - обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров, проведении научных исследований, разработке и реализации научно-технических и инновационных проектов.

В соответствии со ст. 10 Закона об инновационной деятельности Москвы, финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Комплексные программы инноваций могут финансироваться за счет средств бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, региональных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, их объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В целях содействия развитию инновационной деятельности в составе бюджета города Москвы может быть образован целевой бюджетный инновационный фонд.

4. Инвентаризация, стоимостная оценка, учет и введение в хозяйственный оборот результатов инновационной деятельности. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Стоимостная оценка прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В настоящее время проводится инвентаризация, стоимостная оценка, учет и введение в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетный фондов.

Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте1. Инвентаризация осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности с проведением следующих дополнительных мероприятий:
- осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности (в том числе отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической документации) в целях выявления в них потенциально охраноспособных результатов;
- идентификация субъектов прав на выявленные результаты;
- разработка рекомендаций по получению (оформлению) правовой охраны на выявленные результаты и использование их в гражданском обороте.

При приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации и ликвидации организаций такая инвентаризация является обязательной. Инициативная инвентаризация проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

Учет выявленных при инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, об учете федерального имущества.

Порядок вовлечения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот предусмотрен Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р, которым одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В частности, предусмотрена передача прав на данные объекты либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту.

В государственных контрактах и договорах, одной из сторон которых выступает государство и которые предусматривают передачу организациям прав на результаты научно-технической деятельности, следует предусматривать:
- получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование данных объектов для государственных нужд;
- конкретные обязательства организаций, которым передаются права, по обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности.

5. Осуществление амортизационной и налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности.

В соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль организаций», при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, среди которых определенную группу составляют расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Порядок их формирования установлен ст. 262 НК РФ.

Кроме того, в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются:
- суммы начисленной амортизации нематериальных активов (ст. 256-259 НКРФ);
- расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подп. 35 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).

6. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Статья 9 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» устанавливает обязанность Правительства РФ обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники1, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации. Правительство РФ гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации и право на ее приобретение, обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

Источник: 
Ершова И.В - Предпринимательское право. Учебник