Понятие, предмет, метод, система виктимологии

Виктимология — это в буквальном смысле слова учение о жертве. Вместе с тем жертва

  • «в древних религиях — предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимое в дар божеству»;
  • человек, пострадавший от стихийного бедствия, от чьего-либо насилия, чьей-либо ненависти и т. п.»;
  • «добровольный отказ от каких-л. благ, преимуществ и т. п. в пользу кого-либо»;
  • лат. gratus — приятный, милый, принимаемый с благодарностью.

Таким образом, учение о жертве включает в себя и теологические учения о жертвоприношениях; и теорию профилактики, и устранение страданий, и обеспечение безопасности от стихийных бедствий; и понесенного насилия; и страданий от чьей-то ненависти, и моральных унижений, и экономических либо политических утрат общества, государства, социальных групп и объединений, корпораций и, наконец, личности; и добровольный отказ от каких-либо благ в чью-то пользу и в то же время принимаемые с благодарностью с целью всеобщей компенсации. Это и есть виктимология. Если же перевести на сухой научный язык, то виктимологическими категориями являются:

1.    Виктимность как система обратного движения общества, выражающегося в причинении массового вреда различного характера, понесенного обществом, государством, социальными группами и корпорациями, лицами и проявляющегося в нисходяще-восходящих потерях, измеряемых количественно-качественными показателями и противопоставляемой этому системой обеспечения безопасности от вероятного вреда, могущего быть нанесенным обществу, государству, группам, объединениям, личности и его компенсацией. При этом первоначально виктимность Л. В. Франком называлась виктимизацией и с его подачи также некоторыми другими криминологами.

Виктимность может измеряться абсолютными показателями — ее состоянием, т. е. количеством погибших людей в результате совершенных преступлений; общей суммой причиненного политического, материального, морального ущерба, физического вреда совершенными преступлениями; измеряемыми числом погибших, криминально изувеченных, понесших моральные обиды и страдания, рублевым эквивалентом экономического, иногда морального и политического вреда.



Л. В. Франком общесоциальный уровень виктимности был назван виктимизацией, и был предложен индекс виктимизации, измеряемый по формуле:


где Ив — индекс виктимизации; Дп — доля потерпевших определенной группы в процентах к общему контингенту исследованных потерпевших; Дн — доля соответствующей категории населения в процентах к общему числу населения.  Для более полного измерения виктимности можно использовать по аналогии с криминологией и уровень виктимности, т. е. степень ее интенсивности относительно всего населения и также измерять по формуле:


где Кв — коэффициент виктимности; 100 000 н — условное число населения, на которое может приходиться количество потерпевших (т. е. сколько потерпевших приходится на каждые 100 000 населения); Н — количество всего населения страны или региона, где вычисляется коэффициент виктимности; В — виктимность, измеряемая в данном случае количеством потерпевших от преступлений, признанных на основании ст. 42 УПК РФ, т. е. лиц физических, которым причинен вред физический, имущественный, моральный, и юридических в случае причинения вреда их имуществу и деловой репутации. При этом в расчет принимается фактическое количество потерпевших, являющихся совершеннолетними, несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы и не признанные юридически потерпевшими (ст. 44-45 УПК РФ). Кроме того, фактическое количество лиц, смерть которых явилась последствием преступления (ч. 8 ст. 42 УПК РФ), а не их близкие родственники. В расчет не должны приниматься лица, признанные представителями потерпевших, ибо их количество может исказить данные. В расчет также принимается фактическое количество юридических лиц, независимо от количества их представителей.

2.    Виктимность следует рассматривать и на личностно-микросредовом уровне, кстати, как первоначально ее исключительно и рассматривали, и    Д.    В. Ривман,    и В.    И.    Полубинский,    и    мн.    др.,    как и на общесоциальном. В последующем В. С. Устинов и Д. В. Ривман внесли свои коррективы.8 Возвращаясь к изначальной трактовке виктимности, Л. В. Франк понимал ее как «повышенная способность человека, в силу ряда духовных и физических качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться «мишенью» для преступных посягательств», т. е. повышенной предрасположенностью становиться жертвой преступления, уточнил В. И. Полубинский. В принципе же эту категорию на настоящий момент следует назвать более точно, как виктимное поведение, под которым следует понимать, как правило, отклоняющуюся деятельность, стремящуюся к причинению вреда самому (ой) себе, как ни странно это звучит.

3.    Причины и условия виктимности на общесоциальном уровне и причины, условия виктимного поведения на личностно-микросредовом, которые (также как и в криминологии) могут делиться на внутренние и внешние, субъективные и объективные. В отдельных работах используются термины «роль жертвы в механизме преступления, в этиологии преступности, факторы виктимности и виктимизации».

4.    Личность жертвы преступления, потерпевшего; т. е. его структура, типология, стратификация. Некоторые авторы, в том числе автор этих строк, не включают личность жертвы в предмет виктимологии, так как полагают, что все, что интересует криминолога в личности жертвы, входит в понятие «причинный механизм виктимного поведения».

5.    Обеспечение безопасности общества, государства, социальных групп, корпораций, личности путем воздействия на причины и условия виктимности общества и виктимного поведения лиц для их выявления, устранения, нейтрализации, компенсации, т. е. иными словами для обеспечения виктимологической профилактики.

6.    И если профилактика является целевой криминологической категорией, т. е. тем, для чего все делается в криминологии — и преступность устанавливается, и причины и условия преступности и преступного поведения для их устранения, то целевой виктимологической категорией является компенсация вреда жертвам преступлений и оказание помощи — и на уровне общества, и социальных групп, корпораций, личности. Поэтому в цену преступности входят и расходы на содержание правоохранительных органов, но они не входят в предмет виктимологии. Все, что должно делаться в виктимологии, должно делаться для возмещения вреда потерпевшим, причем в максимальной степени и для оказания им помощи. И мой принцип такой, что вред, причиненный преступлением жертвам, должен быть не просто компенсирован, а возмещен десятикратно — таким должен быть принцип настоящего демократического правосудия и государства.

Таким образом, виктимология — это учение о виктимности и виктимном поведении, их причинах и условиях, об обеспечении безопасности путем виктимологической профилактики, о личности жертвы преступления и о компенсации вреда жертвам преступлений, оказания им помощи.

Ряд ученых расширяют предмет виктимологии до компенсации вреда жертвам стихийных бедствий, межнациональных, межрелигиозных войн, случайных жизненных событий и пр. То же, что определил я, относится только к криминальной виктимологии.  


Метод виктимологии включает в себя метологию познания — пути, направления изучения виктимальных явлений: исторический, философский, концептуальный, категориальный, сравнительный; а также методику их изучения, т. е. способы сбора и обработки виктимологической информации, последовательность применения этих методов.

Философский аспект виктимологии упирается в историю языческих жертвоприношений, в том числе человеческих, в поклонении древнегреческим и древнеримским Богам. Вместе с тем наиболее близким философским виктимологическим воззрением является китайское понятие «жэнь», что буквально в переводе звучит как гуманность, милосердие, что означает три ипостаси: психологическая — любовь-жалость к людям; социально-этическая — система правильных взаимоотношений человека к другим людям и обществу и метафизическая — это симпатическая взаимосвязь личности со всем сущим, включая неодушевленное. В конфуцианстве, по Лунь юй, «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам». И вообще философские истоки виктимологии нуждаются в дальнейших изысканиях.

Исторический момент довольно краток и, более того, он не может не быть совмещенным со сравнительным. Прежде всего следует изучить богатейший литературоведческий анализ, посвященный довольно обширной художественной литературе: и зарубежной — Д. Дефо, Т. Кинсей, Л. Франк, Ф. Верфель, Т. Драйзер, и особенно русской — М. Ю. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени»; Ф. М. Достоевский «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»; А. П. Чехов «Драма на охоте»; П. Ф. Якубович «В мире отверженных. Записки бывшего каторжника» и др. 

В криминологической литературе следует назвать Ф. Т. Джаса «Убийство и его мотивы», и А. Фейербаха «Документальное изложение знаменитых преступлений», но все-таки первое произведение появилось в 1941 г. Г. фон Гентига «Замечания по интеракции между преступником и жертвой», затем — его же монография 1948 г. «Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности», а в 1956 г. — «Преступление», с одним из его томов «Жертва как элемент окружающего мира». Но именно Б. Мендельсон ввел термин «виктимология» в серии работ: «Новые психосоциальные горизонты: виктимология» в Бухаресте в 1947 г. и в более поздней крупной работе «Новая отрасль биопсихосоциальной науки — виктимологии».15 Нельзя не назвать и работы А. Фатты (например, «Виктимология: что это такое и каково ее будущее?»). В СССР первая работа Л. В. Франка «Об изучении личности и поведении потерпевшего (Нужна ли советская виктимология?)» была опубликована в 1966 г. В дальнейшем следует назвать его же: «Виктимология и виктимность» (1972 г.), «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии» (1977 г.) и, наконец, его докторская диссертация: «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии». Заслуживают внимания работы В. С. Минской (с 1969 г.), Д. В. Ривмана (с 1971 г.), Л. И. Романовой (с 1974 г.), В. Я. Рыбальской (с 1975 г.), В. И. Полубинского (с 1977 г.) и др.

Концептуальные подходы были заложены уже в первых работах — или сузить пределы виктимологии до изучения исключительно насилия и сексуальных посягательств, или, наоборот, расширить пределы до включения в ее изучение травмальной виктимологии, виктимологии быта и досуга, психиатрической и криминалистической, стихийных бедствий и технической безопасности, «случайной» виктимологии; виктимологии внутренней и внешней, экономической, социальной, политической, психологической и пр. безопасности и др. и, соответственно, здесь не могли не быть изученными категориальные аспекты: считать ли категориями виктимологии «безопасность», «компенсация вреда жертвам», «методика расследования преступлений на основе изучения личности потерпевшего» (в частности, в Горьковской прокуратуре Л. Г. Видоновым была разработана в 70-е годы методика раскрытия убийств-«висяков» на основе изучения жертвы, работавшая весьма эффективно).

Методика исследования потерпевших имеет особую специфику, во-первых, желательно изучение их личности сразу «по горячим следам», особенно если применять психологическое тестирование. Но фактически любая личность, особенно после совершенного на него нападения с целью убийства, изнасилования, разбоя бывает или чрезвычайно напугана и несет на себе отпечаток преступления, или не менее чрезвычайно агрессивно настроена на преступника (я лично встречался с этим при исследовании потерпевшей жены после совершенного в отношении нее покушения на убийство). Вместе с тем если Вы хотите установить достоверную картину причин и условий совершенного преступления, то период до исследования потерпевших от момента совершения преступления желателен от 6 месяцев до 1,5 лет максимум, в противном случае «сотрутся», особенно психологические следы причин, породивших это преступление. Кроме того, исследование желательно проводить после изучения уголовного дела, а еще лучше и самого преступника, т. е. как бы попарное исследование — тогда можно получить уникальные результаты. И, конечно, как и всякому исследованию, ему должен предшествовать этап составления программы.

Система виктимологии, как и всякой отрасли криминологии, включает в себя прежде всего криминологические категории, только, как говорилось, наоборот. Иначе говоря, в Общей части должны изучаться общая количественно-качественная характеристика виктимности, психологическое содержание виктимности, которое трактуется одними авторами, как особое состояние потерпевшего, а другими — как предрасположенность становиться жертвой (моей личной практике известен случай, когда мужчина был дважды жертвой убийства, выжив совершенно случайно после первого покушения и, увы, думается, не последнего; подобные, и многочисленные, случаи известны относительно неоднократно и, вероятно, не без их удовольствия, изнасилованных женщин). В предмет виктимологии включаются также причины и условия виктимного поведении; меры по их выявлению, устранению, нейтрализации, компенсации — профилактики, для обеспечения безопасности общества, государства, социальных групп, корпораций, личности. И самый главный целевой момент — международно-процессуальный, гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный порядок; международно-правовые, уголовно-правовые и гражданскоправовые основы возмещения, компенсации причиненного вреда, морального, материального, физического, политического и прочего любой жертве преступления и оказания ей помощи. Этот порядок лучше всего организовать на основании знания личности жертвы, потерпевшего, ее структуры, типологии. Особенная часть включает в себя виктимологическую характеристику различных видов преступлений и специфических для них жертв преступлений, т. е. виктимность; причины и условия того или иного вида виктимного поведения, например корыстного; личность жертвы, например, изнасилования, понуждения к вступлению в половую связь; меры виктимологической профилактики и обеспечения безопасности, во всяком случае, в перспективе. Л. В. Франк выделял в Особенной части виктимологическую характеристику истязаний, хулиганства и убийств. Наиболее полно исследовал Особенную часть Д. В. Ривман и в наиболее ранних своих работах, изучив и психологию жертв краж и разбойных нападений, изнасилований, криминального аборта и др. В дальнейшем им была подвергнута обстоятельному анализу виктимологическая характеристика убийств, причинения тяжкого вреда здоровью; половых преступлений; заражения венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией; незаконного производства аборта; хулиганства; краж, мошенничества; разбоя, грабежа, вымогательства; экономических преступлений.19 Вместе с тем в последнее время выделяется как бы и третья, Специальная часть, виктимологии: обеспечение безопасности, внутренней и внешней, экономической, политической, социальной и личной и многие другие ее аспекты. Можно, конечно, по-разному это оценить, но будущее покажет! Во всяком случае, разнообразные исследования мер обеспечения безопасности малого и среднего бизнеса, деятельности политической и экономической, в сфере шоу-бизнеса; безопасности жизнедеятельности простого российского гражданина: его жилища, дачи, работы, личной жизни, быта и досуга крайне необходимы. Важен и анализ зарубежных исследований в этом направлении, особенно стран более двух веков проживших при капитализме.

Ключевые слова: Виктимология
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Причины и условия виктимного поведения
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Виктимологическая профилактика преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий