Понятие и виды избирательных систем

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе.

Избирательная система есть поря док организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также со сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система — составная часть политической системы, которая, в свою очередь, подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются:

  • избирательное право — теоретико-юридический компонент;
  • избирательная процедура (или избирательный процесс) — компонент практически - организационный.

Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Очень часто в избирательной системе видят лишь порядок распределения мандатов по результатам голосования или просто способ установления таких результатов. Но это не совсем так, и вот почему.

Избирательная система — один из важнейших институтов, влияющих на процесс демократизации общества и структурирование электорального пространства. Она включает множество составных частей: предвыборная кампания (которая подразделяется на множество этапов и процедур), процесс голосования, подсчет и обнародование итогов выборов.

Известны два основных виды избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система

Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной (от франц. majorite — большинство) системе избранным считается кандидат, получивший большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей. Мажоритарная система бывает трех видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон — относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного )2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов). Наиболее популярными из них признаны две:

  1. системы абсолютного большинства,
  2. системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.).

Первые чаще используются на президентских выборах, где победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс 1 голос). Вторые — там, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Только первая система требует, в случае если ни один кандидат не получил более половины голосов, проведения второго тура выборов.

Мажоритарная система хороша тем, что позволяет легко сформировать правительства, но плоха тем, что она не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Скажем, партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победу над другой, получившей большинство голосов. Подобное возможно при неравномерной концентрации в избирательных округах сторонников разных партий. Применение мажоритарной модели лишает представительства на общенациональном и региональном уровне меньшинства (этнические, религиозные и др.), если те не составляют большинства населения в каком-либо избирательном округе.

Классическим примером манипулирования выборами в одномандатных округах является голосование в послевоенной Японии. Из-за боязни, что к власти придут коммунисты (а в индустриальных округах они тогда действительно доминировали), избирательные округа были «нарезаны» таким образом, чтобы объединить индустриальные районы с сельскими, в которых были популярны представители консервативных партий. Выборы, проведенные в подобных округах, обеспечили преобладание консервативных депутатов в японском парламенте.

Ее преимущества видят также в том, что депутаты, заигрывая с избирателями, стараются чаще встречаться с народом, быть что называется в гуще масс, разъясняя им свои взгляды и программу. Стало быть, принцип обратной связи власти с народом здесь работает эффективнее.

Мажоритарная система противоречива не по определению, а по форме исполнения. Ее определение кристально ясное: побеждает тот, кто собрал в своем округе большинство голосов. А форма сомнительна. Как определять большинство? Если на избирательные участки явились не все, а, скажем, 25% избирателей (в некоторых регионах в 2001 г. являлось и того меньше), то победитель, пусть и набравший более 50% голосов проголосовавших, все же выражает волю меньшинства. А если при такой явке еще и несколько сильных конкурентов, так что голоса почти поровну распределились между всеми, то можно ли считать представителем народа победителя, собравшего чуть больше соперника, например 16 или 23%?

Мажоритарная система используется в 29 странах мира. Почти во всех при величине округа равна единице. Исключением является Япония. Там в некоторых случаях величина округа достигает 11. Тенденция перехода к мажоритарной системе наблюдается на уровне местного самоуправления. А пришла она из Англии. Но от нее очень быстро начали отказываться — уж больно много несправедливостей она в себе таит. Впрочем, для англичан, привыкших к аристократизму, это не аргумент. Только вот почему она в России прижилась?

Пропорциональная система

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам, и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» — наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого кандидата. Пропорциональная система — наиболее распространенная система в современном мире. Она применяется, в частности, в Италии, Бельгии, Финляндии, Франции и др. Пропорциональная система имеет следующие модификации:

  • пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;
  • пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена во многом реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Другими словами, данная система представительства предоставляет сравнительно мелким партиям места в законодательном собрании. Перспектива завоевания своей «доли» в структуре власти, хотя и малой, является стимулом для партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной системы.

Как известно, в первые годы советской власти выборы в советы проводились по пропорциональной избирательной системе, что предполагало наличие нескольких партийных списков. После того как в стране осталась только одна политическая партия, была изменена избирательная система. Окончательно утвердившись во власти в качестве единоличного лидера на рубеже 1920—1930-хгг., И. В. Сталин принялся за создание такой системы избирательных комиссий, которая была бы в состоянии обеспечить нужные руководству государства результаты выборов. Собственно, система именно таких избирательных комиссий была образована в 1930-е гг. и с небольшими модификациями просуществовала вплоть до конца 1980-х гг.

В пропорциональной системе важную роль приобретает электоральный барьер — минимально необходимый процент голосов, который должна получить партия, чтобы ее допустили к распределению мест в парламенте. Барьер вводится для того, чтобы малые партии не участвовали в работе представительного органа (его называют иногда «электоральная гильотина»). Самый низкий электоральный барьер в Израиле, там он составляет всего лишь 1%. Самый высокий — в Лихтенштейне и Португалии — 13%. В Японии — 17%. Наиболее распространен барьер в 4—5—7%.

Очевидны положительные качества пропорциональной избирательной системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Недостаток — после выборов часто формируется очень нестабильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте. А коалиция разнородных по своим целям и интересам партий ведет к межпартийным конфликтам, отличается непоследовательностью и противоречивостью в принимаемых решениях. Помимо того, ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных и надежных товарищей. Тем самым усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от народа.

По мнению А. Лнпхарта, свою долю вины за приход к власти фашистов в 1933 г. несет сохранившаяся после Первой мировой войны в Веймарской Германии пропорциональная избирательная система.

Сопоставив обе избирательные системы, видный политический деятель Франции Мишель Рокар изрек:

«Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная — слишком опасна».

Давно отмечено, что страны с системами пропорционального представительства, где каждый голос имеет значение для получения мест в законодательном органе, обычно имеют и более высокое число голосующих, чем страны с мажоритарной системой.

Смешанные избирательные системы

Для преодоления недостатков той и другой придуманы смешанные избирательные системы:
- устанавливается нижний предел для ограничения представительства мелких партий — обычно в 5%. Пример: в бундестаг ФРГ представительство ограничено для партий, набравших менее 5% голосов. При этом возрастает стабильность правительства, но снижается представительство широких слоев населения. В той же Германии от парламентского представительства отсекается до 2 млн граждан. Практикуется этот принцип и у нас:

  • вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участие в выборах предоставляется 4—5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2— 3 партии. Россия пока что движется в данном направлении, особенно активно после 2001 г.;
  • в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании происходит отбор прежде всего персоналий, а не только выбор партийной программы.

В итоге формируется избирательная система, где часть депутатских мандатов завоевывается по мажоритарной системе, часть — по партийным спискам. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая — по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат — по системе пропорционального представительства.

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции «сверху» и «снизу», «подковерные» решения приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Первое законодательное закрепление в России всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании было сделано «сталинской» Конституцией 1936 г. Однако принципы эти являлись не более чем фикцией. У руля стояли «дряхлеющие старики», а народ находился на равноудаленном расстоянии от власти.

Ныне в Российской Федерации, равно как и в большинстве других стран СНГ, во Франции, детальные правила в отношении избирательных систем установлены Конституцией только в отношении выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т. д.; других коллегиальных и единоличных органов, которые избираются непосредственно населением. Так, в некоторых регионах РФ кандидату для победы требовалось получить поддержку относительного большинства избирателей, но не менее 25% от принявших участие в голосовании. Такую модель нельзя отнести ни к одному из двух главных типов.

Подобная ситуация в наибольшей степени соответствует особенностям современной России: сохранению привычки избирателей к мажоритарной системе и одновременно развитию в стране многопартийности. В 1999 г. в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по смешанному варианту, когда на разных уровнях использовались разные системы.

А если говорить в целом, то идеальной демократической процедуры проведения выборов, как это доказали не только опытным, но и математическим путем, не существует. Поэтому при оценке избирательной системы решающую роль играет соотношение приоритетов: если во главу угла ставится формирование стабильного, эффективного правительства, предпочтение отдается мажоритарной системе; если же делается акцент на адекватном представительстве в парламенте интересов различных групп населения — пропорциональной.

Первый шаг избирательной кампании — выдвижение кандидатов. Перед тем как кандидата вносят в список для голосования, он должен проделать как минимум три вещи:

  •  обнародовать свою политическую программу;
  • собрать нужное количество подписей своих избирателей (количество подписей, например 10 000 или 1 000 000 , зафиксировано в законе), которые выдвигают его на выборы;
  • заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, которые будут оплачивать все расходы по выборам.

Например, для того чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборы губернатора штата Калифорния в 2003 г., Арнольду Шварценегерру пришлось внести 3500 долл. США и собрать 65 подписей зарегистрированных избирателей штата. Вместе с ним это сделали более двух сотен кандидатов. В процессе борьбы некоторые сняли свои кандидатуры. В результате в бюллетенях осталось 135 кандидатов.

Известны несколько способов их выдвижения и регистрации:

  1. сбор подписей в поддержку кандидата шли партии;
  2. предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки (скажем, списка партийных активистов или членов группы поддержки);
  3. автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

Более всего распространено выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями и группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т. п.), а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей, в других же, например в Великобритании, для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно подать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Чрезмерно большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут стать препятствием для небогатых претендентов, за спиной у которых нет мощных корпораций, партий, спонсоров.

По данным информационного центра «Выборы-2004», все шесть кандидатов в президенты в сумме израсходовали на ведение избирательной кампании 206 млн руб. Больше всего потратила на ведение своей избирательной кампании И. Хакамада — 84 млн руб., а дешевле всего обошлась избирательная кампания Н. Харитонову— менее 7 млн руб. И. Хакамаде подписные листы обошлись в 0,5 млн руб., С. Глазьеву — 71 тыс. руб., а В. Путину — 308 тыс. руб Что касается структуры поступлений в избирательные фонды кандидатов, то собственные средства составили 0,8% всех поступлений. Политические партии — 17%, пожертвования граждан составили 41%, пожертвования юридических лиц — 41,2%.

Что является самым важным фактором, позволяющим кандидату стать президентом: деньги, политические связи, поддержка деловых и политических элит, поддержка средств массовой информации или популярность среди населения? По мнению специалистов, только совокупность всех факторов способна обеспечить успех. Прежде всего у кандидата должно быть четкое представление о том, в каком направлении он хочет вести страну. Оба последних кандидата в президенты США, А. Гор и Дж. Буш, обладали большим опытом работы в правительстве. Оба — из известных семей. У обоих — огромные суммы денег, и оба опираются на поддержку групп с определенными интересами. И оба способны вести предвыборную кампанию и соответственно политическую работу во всех 50 штатах. Но самое главное для кандидата в президенты— народная поддержка. Народ любой страны желает того, чтобы президент разделял их надежды и заботы, чтобы он понимал проблемы, которые их волнуют.

В России последним президентом стал малоизвестный политический деятель В. В. Путин, от которого еще в середине 2000 г. никто практически не ожидал молниеносного взлета на политический олимп. Нечто похожее происходило и в США, в частности с Джимми Картером, который был губернатором и накопил определенный политический опыт. Но он был губернатором среднего по размеру штата (Джорджия) и пробыл на этом посту всего один срок — меньше 4 лет. Мало кто за пределами Джорджии вообще о нем слышал. В 1976 г. ему удалось победить на первых «праймериз», он привлек внимание прессы и с ее помощью получил президентский пост. Другой пример — Билл Клинтон. Он был малоизвестным членом Демократической партии из небольшого южного штата Арканзас, но приобрел известность благодаря своей харизме, оказавшись способным донести свои идеи до простых американцев, и люди поверили ему.

Первоначально, согласно Конституции США, президента выбирали выборщики, делегированные отдельными штатами. И сегодня окончательное решение по выборам президента остается за коллегией выборщиков, делегируемых от каждого штата США в соответствии с количеством мест, занимаемых каждым штатом в палате представителей (палате) и сенате. Во всех штатах (за исключением двух) голоса выборщиков полностью отдаются в пользу кандидата, набравшего большинство голосов при всеобщем голосовании.

Процесс избрания президента США делится по существу на следующие четыре этапа:

  1. пред номинационный этап, когда кандидаты конкурируют при проведении праймериз (первичных выборов) и кокусов (собраний и конференций политических партий на региональном (штатном) уровне) с целью обеспечения выборов своих делегатов для участия в работе национальных партийных съездов;
  2. национальные партийные съезды, проводимые летом в год выборов, когда утверждаются кандидаты на должность президента и вице-президента США, а также принимаются соответствующие политические программы;
  3. всеобщая избирательная кампания, включающая предвыборную борьбу кандидатов (как партийных, так и независимых) и волеизъявление избирателей в день голосования в ноябре;
  4. этап работы коллегии выборщиков, в ходе которого происходит официальное избрание президента и вице- президента.


Президентские выборы последних лет во многом отличаются от выборов, проходивших в далеком прошлом. Прежде всего выдвижение партийных кандидатов сегодня привлекает значительно большее количество избирателей. Помимо этого, политические партии в настоящее время обращают гораздо больше внимания на партийных избирателей на уровне штатов (чем на партийных руководителей) в процессе выдвижения кандидатов. Во-вторых, резко выросла роль электронных средств массовой информации и Интернета (особенно в последнее время) при распространении информации среди избирателей и формировании предвыборного политического курса. В-третьих, финансирование президентской предвыборной кампании в значительной мере осуществляется за счет государственных средств, выделяемых для обеспечения мероприятий предноминационного, предвыборного и выборного характера на основе соответствующего законодательства, принятого в течение 1970-х гг. в условиях резкого роста избирательных расходов и усугубления проблем формирования фондов кандидатов. Президентские избирательные кампании в настоящее время отражают не только традиционные нормативно-правовые стороны, но и иные аспекты современного высокотехнологического общества.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.