Демократические принципы голосования

Выборы — это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, а также определить степень доверия избирателей той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т. д Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той или иной партии, программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

Основные демократические принципы избирательного права включают нижеперечисленное.

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов — условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий определенный срок проживания в данной местности или в стране в качестве условия допуска к выборам.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правилом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенной ценности), цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), образовательным (например, знание государственного языка страны), возрастным и т. д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии — 30 лет, во Франции — 35 лет, в Бельгии и Испании — 40 лет.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускающих к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен лишь в 1944 г., Италии и Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты лишь в законах 50-х—7 0-х гг.).

В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей.

В России всеобщее избирательное право было провозглашено после Февральской революции 1917 г., в СССР — в 1936 г.

2. Равенство возможностей — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства — количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место.

Разница между прямыми и косвенными (многоступенчатыми) выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на замещаемую должность, тогда как во втором — за лиц, которым отводится роль выборщиков. Система косвенных выборов практикуется на выборах Президента США. Некоторые страны, например Франция, сравнительно недавно перешли от косвенных выборов главы государства к прямым. Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь просматривается следующая закономерность: местные органы власти, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в ряде стран — и верхние парламенты (в частности, сенат США) избираются прямыми выборами. Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех индустриально развитых стран мира.

3. Равное избирательное право — в законодательный орган избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общее электоральное решение. В США считается приемлемым, если на выборах в конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%. В России в соответствии с федеральным законом по выборам депутатов Госдумы допускается различие в избирательных округах в пределах одного субъекта Федерации в 20%, а в труднодоступных и отдаленных районах — 30%.

Термин «избирательное право» может пониматься как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Принцип равного избирательного права требует соблюдения ряда других важных правил. Речь идет, в частности, о равенстве возможностей кандидатов при выдвижении, которое обеспечивается необходимым числом подписей, собранных в поддержку кандидата, и равенстве возможностей кандидатов при проведении предвыборной агитации.

4. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от опасений возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному (для выбирающих) избирательному праву. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т. д.

5. Прямое (непосредственное) голосование — избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В том случае, если граждане выбирают лишь выборщиков, как в США, которые затем уже выбирают президента, говорят о непрямых (косвенных) выборах. Правда, избранные на первичных выборах выборщики обязаны точно выполнить решение своих избирателей.

Знаете ли вы. что
И. В. Сталин как-то заметил по поводу выборов: «Не важно, как проголосуют, важно, как подсчитают голоса».

Парадоксально, что самая демократическая страна мира, каковой считаются США, практикует далеко не самую демократичную систему выборов. Двухступенчатоеть ограничивает у значительной части избирателей возможности лично участвовать в проведении выборов, непосредственно влияя на их ход и результаты. На последних выборах президента США, когда чаша весов колебалась между двумя равновеликими кандидатами — демократом А. Гором и республиканцем Дж. Бушем, сторонники того и другого устраивали пикеты с лозунгами «Почему судьбу выборов за меня должны решать выборщики?». Получилось так, что подсчет голосов избирателей присудил победу одному кандидату, а подсчет голосов выборщиков — другому. Разница не превышала десятых или сотых процента. Дело дошло до серьезных судебных разбирательств, и привыкшие к спокойному ритму политической жизни американцы увидели в технических погрешностях признаки надвигающегося кризиса демократии.

Поговаривают, что непрямые выборы (или, что то же самое, косвенные) благоприятствуют абсентеизму — отказу от участия в выборах, безразличию, равнодушию людей к выдвинутым кандидатам и их программам. Однако уровень политического абсентеизма в России, где прямые выборы, ничуть не выше, чем в США, где они косвенные.

И еще один принцип — ограничение срока выборов, недопущение отмены или переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами. Выборы теряют свои функции, если их проведение будет зависеть от произвола отдельных лиц. Периодичность же выборов позволяет избирателям производить изменения политической элиты в соответствии со своими интересами.

Возможно, наименее значим среди указанных выше принцип состязательности. Он предполагает всего лишь обязательность нескольких партий или нескольких кандидатур, между которыми должна идти открытая и бескомпромиссная борьба. Он немного смахивает на декларативное утверждение либо тривиальность, в отсутствие которой и без того ясно, что там, где есть демократия и рынок, там обязательно будут конкуренция и состязательность. Однако для переходных, или транзитивных, стран, пока еще не крепко стоящих на своих ногах, лучше, конечно, закрепить такой принцип юридически. Тогда не возникнет соблазна вернуться к однопартийному прошлому. Так у нас и произошло. С 1993 г. принцип состязательности закреплен в России законодательно.

Для предотвращения фальсификаций применяется надежный механизм контроля за процессом голосования и его результатами. Он подразумевает использование независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимого параллельного подведения итогов голосования, которое делают совместно или раздельно представители участвующих в выборах партий, а также СМИ. Главное средство — сделать выборы прозрачными, а весь избирательный процесс — открытым для наблюдения и контроля со стороны общественности.

Открытое голосование предполагает доступность для публики и журналистов как самой процедуры, так и подсчета голосов и подведения окончательных итогов избирательной кампании. Сокрытое ть всех или некоторых этапов предпринимается ради подтасовывания результатов голосования, укрывания от посторонних глаз незаконных операций. В ход пускаются взятки избирательной комиссии, подкуп электората, покупка голосов, запугивание, дисциплинарные взыскания, экономические санкции, административное давление на организаторов выборов или электорат.

Открытость голосования предполагает, что каждому избирателю независимо от расы, национальности, идеологической или политической причастности предоставлены равные права при голосовании.

Выборы в России проводятся в соответствии со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании. В нашей стране предусмотрено наличие особой системы государственных органов — системы избирательных комиссий. Чтобы максимально уменьшить возможность работы этих комиссий в интересах власть уже имущих, предусмотрен и постепенно расширяется целый комплекс мер по контролю за деятельностью избирательных комиссий как со стороны конкурирующих между собой (и потому мало способных к сговору) участников выборов (кандидатов, избирательных объединений), так и со стороны «просто» избирателей.

Правда, в России в последнее время получила распространение практика использования административных ресурсов

Открытость голосования надо отличать от его конфиденциальности — неразглашения личной тайны. Она предполагает формальную независимость каждого голоса от всех других, что, в свою очередь, означает: голосование должно быть анонимным. Вот почему в избирательных бюллетенях не проставляются фамилия, пол, раса, национальность, профессия и другие параметры, которые обязательно фиксируются в социологическом опросе. Анкета также анонимна, но степень ее конфиденциальности ниже, чем у избирательного бюллетеня.

Важнейший принцип избирательной кампании в западных странах — доступность информации. В США любой гражданин может сделать запрос в постоянно действующую Избирательную комиссию в Вашингтоне и получить интересующие его материалы. Он может сам зайти в специальный компьютерный центр, найти нужную информацию в банке данных и распечатать ее. Если же он живет за тысячи миль, то государственные клерки найдут, распечатают и бесплатно пришлют.

На последних выборах в США было зарегистрировано 55 политических партий — примерно столько же, сколько насчитывается сейчас в России. Конечно, основная борьба разворачивается между республиканцами и демократами. В этой борьбе решающую роль играют средства массовой информации.

По закону США предвыборная реклама должна размещаться по самым минимальным расценкам. В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные предметы. Скажем, один из кандидатов использовал... мухобойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух — а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами.

Ключевые слова: Демократия, Выборы
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Понятие и виды избирательных систем
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Формирование и развитие демократических политических систем
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Модель «полиархической демократии»
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Индекс политической демократии Болдена
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Избирательные права граждан
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Внутренние противоречия и угрозы демократии
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Экономическая модель демократии
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Индекс институциональной демократии Гарра (Polity IV)
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Оставить комментарий