В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.
В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных округов, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.
Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества. В этом смысле избирательная система является одним из главных элементов политического института выборов.
В настоящей главе рассматривается избирательная система в так называемом узком смысле, т. е. как способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.
В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому различные действующие политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.
Международная политическая практика демонстрирует чрезвычайное разнообразие избирательных систем. Нет единственно правильного пути к демократии. Выбор избирательной системы и ее эффективность зависят в первую очередь от стабильности политической системы, характера политического режима, структуры партийной системы, а также во многом — от политической культуры элит и граждан.
Особенно остро стоит вопрос о выборе того или иного типа избирательной системы перед трансформирующимися странами, поставившими своей целью построение демократического правового государства. Дело в том, что в таких случаях выбор тех или иных политических институтов (например, парламентская или президентская республика) происходит почти одновременно с выбором того или иного типа избирательной системы, т. е. так называемой электоральной формулы.
Современная политическая наука накопила огромный материал, позволяющий производить оценку эффективности избирательных систем, измерять их качества, соотносить избирательные системы с партийными системами, определять характер влияния избирательных систем на электоральное поведение.
Как правило, они хорошо прописываются в избирательных законах, имеется удобная для работы статистика выборов, на выборы работают многие исследования общественного мнения, выборы проявляют характер и конструкцию партийных систем. Участие в выборах является массовым процессом и относится к центральным формам политического участия в демократических странах, национальная информация о многих параметрах избирательных систем доступна, в последние десятилетия периодически публикуются сводные данные о выборах в различных странах. Роль и значение избирательных систем в институциональной структуре современных государств определяются рядом причин.
- Во-первых, избирательные системы и процессы являются центральной характеристикой демократии.
- Во-вторых, избирательные системы и процессы обеспечивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политике.
- В-третьих, избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на состояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической системы. Они способствуют (в зависимости от избранной электоральной формулы) увеличению или понижению числа партий, модифицируют отношения между партиями, участвовавшими в выборах, и партиями, получившими места в парламенте.
- В-четвертых, электоральное поведение, несмотря на его обусловленность рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических факторов, во многом диктуется характером избранной системы выборов. Именно институциональные характеристики избирательных систем определяют масштаб участия населения в выборах, возможность влияния избирателя на результаты голосования, пропорциональность представительства в избранных государственных органах различных групп населения и т. д.
- Наконец, в-пятых, изучение избирательных систем в сравнительном ключе позволяет лучше понять «политический инженеринг», т. е. технологию политической борьбы. Как никакой другой политический процесс, выборы подвержены влиянию и манипулированию.
В политической практике не существует совершенной демократии или совершенной избирательной системы. Политическая среда всегда различна в разных странах. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. Это объясняется историческими, культурными и экономическими причинами. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой — равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей — тесные связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи.
Избирательные системы могут быть прямыми (при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов) или непрямыми. В последнем случае избиратели формируют коллегию выборщиков которая, в свою очередь, решает, какой из кандидатов займет выборную должность. Примером этого служат выборы президента США. Коллегии выборщиков могут также создаваться парламентами. В Германии президента избирает коллегия выборщиков, в которую входят все члены нижней палаты — бундестага — и такое же количество выборщиков, представляющих парламенты земель.
Все эти системы вполне демократичны и имеют свои достоинства и недостатки. Многие страны в попытке соединить преимущества нескольких систем создают системы смешанного типа.
В принципе, возможна самая разнообразная классификация избирательных систем, в частности по критерию частоты проведения выборов. Наиболее распространенным является четырехлетний срок пребывания на выборной должности. Парламенты иногда избираются поэтапно — 50% в один год, а остальные 50% -через два года (критерий протяженности выборов во времени). Требуемое для избрания большинство может быть относительным или абсолютным. В последнем случае если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, проводится второй тур (критерий большинства голосов, необходимого для избрания). Кроме того, в избирательных системах часто содержится требование об участии в голосовании граждан или, в случае их добровольного участия, определенного процента избирателей, для того чтобы выборы стали считаться действительными (критерий требуемого участия в выборах). Далее, могут быть зарезервированы места для определенных меньшинств, которым трудно на равных участвовать в предвыборной гонке из-за своей малочисленности и недостаточности средств. Наконец, с целью избежать чрезмерного дробления результатов голосования могут устанавливаться определенные процентные барьеры, обычно от 2 до 5%. В этом случае партии должны набрать минимальный процент голосов, чтобы быть представленными в парламенте.