Возникший в первой четверти ХХ века в американском протестантизме фундаментализм в последней четверти того же века распространился как реакция на процессы глобализации и секуляризации за пределы религиозного контекста. Однако строгое и нормативное определение дать этому понятию весьма затруднительно.
«Фундаментализм — это радикализм, крайний догматизм религиозного характера, религиозный фанатизм, экстремизм» (Комлев Н. Г., 2006).
Вполне продуктивной представляется задача выявить общее и наиболее характерное для тех феноменов, которые принято называть проявлениями фундаментализма. Имеет смысл под фундаментализмом понимать феномен поведения, обусловленный специфической установкой. Так, в частности, немецкий психолог Д. Функе дает такое определение: «Фундаментализм есть установка на определенную основную идею или основную ценность, которая берется под полномасштабную защиту» (Funke D., 1991, p. 83).
В 1910 году в Чикаго неслыханным для тех времен миллионным тиражом начала выходить серия книг под общим названием: «Основы: свидетельство Истины» («The Fundamentals: A Testimony of the Truth»). Уже после первого выпуска серия стала восприниматься общественностью как официальная вероучительная норма влиятельнейшей группы консервативных евангелистов. Первое слово заглавия и положило начало обсуждаемому термину. Это было популярное изложение некоторых догматических тезисов, своего рода апологетика неких базисных истин, к которым, по мнению авторов, сводится христианское вероучение. Особенностями чикагского издания следует признать поистине гигантский размах проекта и претензию на ограждение вероучения от гиперкритики и ультралиберальных теологических размышлений. Издание сразу превратилось в некую теоретическую базу политического, академического, газетно-издательского и финансово-промышленного лобби, которое проявило себя в организации и проведении «обезьяньего процесса» в 1925 году. Суть протестантского фундаментализма того времени сводилась к ряду вероучительных положений, таких как богодухновенность и непререкаемость Библии, безмужнее зачатие Христа, телесное воскресение Христа. Это основополагающие догматы христианской Церкви. Здесь нет и сегодня расхождения ни с православием, ни с католичеством. Однако буквалистская методология толкования моментально привела к конфликту с научным подходом, в частности с биологией, которая уже опиралась на учение Дарвина. Заявленный подход, получивший название фундаментализма, по сути дела, исходил из того, что если рассказ о сотворении мира не является буквально верным во всех деталях, то во всей Библии нет ничего, что можно и должно было бы принимать на веру. В упомянутой серии книг фундаменталистами категорически отвергались все естественнонаучные и историко-филологические достижения, обосновывающие позицию современной им науки.
В 1919 г. в Филадельфии была основана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация, опирающаяся прежде всего на консервативных баптистов, пресвитериан и пятидесятников. Она возглавила борьбу против обновленческих и секуляризационных тенденций, против популярной эволюционной теории. После проведения упомянутого выше «обезьяньего процесса» (1925) в Даутоне (Теннесси) фундаменталистам удалось добиться официального запрета преподавания учения Дарвина в ряде штатов. В 1942 г. протестантские фундаменталисты учреждают Национальную ассоциацию евангелистов, которая смогла обеспечить постепенный подъем популярности фундаментализма. Начиная с 1970-х гг. можно говорить о религиозном фундаментализме как глобальном движении, вышедшем за рамки протестантизма.
До 1950-х гг. термин «фундаментализм» не был внесен в Оксфордский словарь английского языка. Его широко используют в качестве негативно характеризующего определения, особенно часто в сочетании с разными эпитетами — ралигиозный, праворадикальный, леворадикальный фундаментализм и др.. Термин, появившись в христианстве, стал прилагаться к обозначению аналогичных тенденций в исламе, иудаизме и даже индуизме. Что касается использования термина в католичестве, то в первую очередь нужно вспомнить противников решений и самого духа Второго Ватиканского Собора 1962-1965 годы, Собора обновления («аджорна-менто»). В Римско-католической церкви принято также использовать термин «интегризм».
Православный фундаментализм проявляется прежде всего в оппозиции творчеству, в страхе перед «обновлением», то есть перед обретением языка культуры, который позволял бы учитывать изменения среды в социально-политическом устройстве, в различных аспектах культуры, в обновлении языка коммуникации.
Чтобы проследить корни христианского фундаментализма в традициях всех конфессий, естественно обратиться к иудейской ортодоксии, где и заложено семя фундаментализма.
Фундаментализм иудейский не был формально сведен к нескольким главным своим положениям. Иудейская ортодоксия (букв. пер. с греч. — «правильная (ое) вера, мнение, слава», т. е. правоверие, православие), по сути своей, неотделима от ортопраксии (правильное действие). Это означает, что требования «правильной веры» всегда связаны с требованием «правильного соблюдения», но соотношение между этими компонентами в иудаизме и христианстве совершенно различны. Для христианства проблематика веры всегда стояла на первом плане, поэтому и христианский фундаментализм возник, оформился и сформулировал свое кредо прежде всего в категориях вероисповедных.
В иудаизме центральное место всегда занимали проблемы практического соблюдения (суббота, кашрут (дозволенность или пригодность с точки зрения га-лахи, в обиходе термин кашрут чаще всего связан с вопросом о пригодности пищи к употреблению)), поэтому раскол между реформированным и фундаменталистским иудаизмом не мог не обозначиться прежде всего в этой сфере (подробнее см.: Ривкин М., 2000).
Первый по месту и по значению тезис еврейского фундаментализма можно сформулировать так: догматический, бескомпромиссный и начетнический подход к галахе (традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих). Формулировку ортодоксального иудаизма (появившуюся двести лет назад) «Нововведения запрещены Торой» называют «визитной карточкой» иудейского фундаментализма. Однако это и базисная ценность христианского фундаментализма, в частности православного. Новация осуждается в силу самого факта новизны, а старое приветствуется в силу самого факта старины. Здесь уместно вспомнить, что в русском православии реформы патриарха Никона породили трагические преследования их противников, считавших, что крестное знамение, которому они научились у отцов и дедов должно быть незыблемо, хотя история его происхождения свидетельствует, что оно не было таким у прапрадедов.