Половые различия в играх детей

Половые различия в проявлении интереса к тем или иным объектам, очевидно, связаны и с интересом к тем или иным играм: например, в одном исследовании годовалым детям показывали видеозаписи с движущимися людьми и с движущимся транспортом; оказалось, что девочки уделяли больше внимания лицам, а мальчики — машинкам (Lutchmaya, Baron-Kochen, 2002). К возрасту 23 месяцев тенденция смотреть на игрушки, соответствующие своему гендеру, сильнее проявляется у мальчиков, чем у девочек (Serbin et al., 2001). Однако Е. Спельке (Spelke, 2005) оспаривает наличие таких различий: по ее мнению, за последние 10 лет не представлено четких доказательств того, что мальчикам интереснее объекты, а девочкам — люди. Впрочем, вопрос о четкости или нечеткости доказательств скорее следствие установки исследователя — хочет он видеть различия или нет.

Еще до рождения мальчики проявляют большую, чем девочки, физическую активность (DiPietro et al., 1996). Эта тенденция сохраняется и после рождения, особенно в ситуации общения со сверстниками (Eaton, Enns, 1986; Eaton, Yu, 1989), что тоже влияет на характер игр мальчиков и девочек.

Имеющиеся уже у детей младшего ясельного возраста (1,5 года) половая эмоциональная дифференциация (большая эмоциональность девочек) и различия в интересах влияют и на различия общения детей мужского и женского пола во время игр. Так, играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки — к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей.

Интересы в играх. Обширные исследования игровой активности, проведенные в 1920-х гг. (Lehman Н., Witty Р., 1927; Terman L. et al., 1925), выявили более частую занятость мальчиков в активных, энергичных играх, связанных с двигательной ловкостью, соперничеством, высокой степенью организации. Эта тенденция сохраняется поныне. Во всем мире мальчики больше девочек склонны участвовать в жестких играх. Разница отчасти имеет отношение к половым гормонам: биологические факторы способны создавать поведенческие склонности (СоПаег, Hines, 1995; Maccoby, 1980), что подтверждается наблюдениями за животными (Меапу et al., 1988) — самцы крыс и обезьян вступают в энергичные игры, требующие большого количества интенсивных движений; самки выполняют действия, требующие точных движений.

Как отмечает И. В. Тельнюк, интересы мальчиков (в 57%) сконцентрированы на играх с высокой двигательной активностью, играх состязательного характера. Девочки предпочитают игры, связанные со сферой семьи. Вместе с тем выбор деятельности, по данным И. В. Тельнюк, в 75% случаев недостаточно осознан, дети не могут объяснить его причину.

Л. Браунер и Дж. Маас (Brauner С., Maass J., 1993) также показали, что мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические игры, игры-приключения и в последнюю очередь — игры, связанные с борьбой и соревнованием. Однако нельзя считать верным мнение, что мальчики предпочитают более агрессивные игры, поскольку это окончательно не подтверждено (Braun С., Giroux J., 1989).

Наблюдая за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, легко заметить, что мальчики любят игры, связанные с передвижением транспортных средств, а девочки предпочитают «создавать домашнюю обстановку», «вести хозяйство». Следовательно, игры мальчиков более динамичны, а игры девочек более статичны.

Половые гормоны и игры

Наиболее убедительные доказательства влияния половых гормонов на поведенческие различия получены при изучении игр (обзор проведенных исследований см.: Collaer, Hines, 1995). Главное открытие заключалось в том, что девочки, которые во время внутриутробного развития получали андрогены в больших количествах, демонстрировали мальчишеские паттерны поведения. Они отдавали предпочтение жестким, активным играм на свежем воздухе, выбирали одежду с точки зрения ее практичности, игрушки, обычно нравящиеся мальчикам (машинки, пистолеты, конструкторы), и мальчиков в качестве товарищей по игре. Кроме того, таких девочек не очень интересовали женская одежда, косметика, украшения, игры в куклы и моделирование роли матери. Мальчики, которые во время внутриутробного развития подвергались воздействию прогестерона, который относится к прогестинам, демонстрировали противоположные паттерны поведения, но в менее выраженной форме.

Фрэнкин Р., 2003, с. 194.

Игры с двигательной активностью также различны у мальчиков и девочек. Еще несколько десятилетий назад девочки отдавали предпочтение играм со скакалкой, играм в «классы», а мальчики — лапте, различным играм с мячом, настольному теннису, хоккею. Сейчас досугом детей завладели компьютерные игры; показано, что мальчики чаще увлекаются этими играми, чем девочки, и тратят на них больше времени: например, в США — в 2 раза (Funk J., 1993).

В одном эксперименте изучалось, как часто дети 4 и 6 лет в однополых группах играли с еще одним ребенком, т. е. в парах, или участвовали в играх, охватывающих более крупную группу детей. Исследователи записывали на видеопленку детские игры, а затем распределяли действия детей по категориям. Результаты показали, что мальчики и девочки в одинаковой мере склонны к игре в парах, хотя девочки больше тяготели к более продолжительной игре с каждой сверстницей (т. е. мальчики чаще меняли напарников), возможно, потому, что у девочек более устойчивое внимание. Среди этих детей только мальчики 6 лет чаще играли в игры, которые охватывали целую группу (Benenson et al., 1997).

Исследователи не дали полного объяснения тому, почему шестилетние мальчики, но не шестилетние девочки, предпочитают групповые игры. Как всегда, трудно понять, чем это обусловлено, - биологией (половыми различиями) или ожиданиями, которые взрослые привносят в игру мальчиков и девочек (гендером). Группы мальчиков, например, больше озабочены установлением господства - кто кем командует, чем группы девочек; группы девочек обычно больше заинтересованы в общем согласии, чем в установлении власти. Соответственно мальчики и девочки вырастают в разных психологических средах, которые формируют их воззрения на мир и способы решения задач.

Герриг Р., Зимбардо Ф., 2004, с. 553-554.

Палуди (2003) пишет, ссылаясь на Торн (Thorne, 1993), что мальчики обычно критикуют сверстников за то, что те играют с девочками; девочки же осуждают сверстниц, когда те играют с мальчиками.

Л. Сакс (L. Sachs, цит. по: Barrett К., 2000) изучал поведение в игре детей от 2 до 5 лет и выявил, что мальчики предпочитают давать прямые команды («сядь здесь», «подержи это») и используют запреты в 5 раз чаще, чем девочки. Девочки же предпочитают задавать вопросы, что оставляет партнеру возможность не соглашаться с указанием или вносить коррективы. Девочки в 5 раз чаще мальчиков используют высказывания, которые предполагают партнерство между общающимися. В других исследованиях детей от 2 до 6 лет показано, что в общении с родителями девочки намного чаще мальчиков выражают свои пожелания и предпочтения и используют логические доводы. Даже при конфликтах с родителями девочки чаще пытаются использовать объяснения и логические обоснования.

Е. Ю. Калачникова (2004) наблюдала особенности поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста во время ролевых игр. Она установила, что мальчики чаще используют в игре идентификацию, чем персонификацию, т. е. обычно в качестве игрового объекта используют себя, а не наделяют душой игрушку, как это делают девочки. Мальчики чаще наделяют одинаковым психическим содержанием целую группу персонажей, девочки же персонифицируют небольшое количество персонажей, приписывая им различные черты характера. Из возможных видов контактов с партнером — контакт-слияние, контакт-присутствие, контакт — сосуществование в рамках правил, контакт-взаимодействие, контакт-сопротивление — у мальчиков ведущим является последний, а у девочек спектр используемых видов контактов шире. Е. Ю. Калачникова выявила этапы формирования игровой проекции и идентификации:

  • первый — этап ранних идентификаций и персонификаций;
  • второй — этап появления игровых образов-гештальтов;
  • третий — этап появления социальных гештальтов в игровых образах (костюмированные социальные роли),
  • четвертый — этап формирования психологической индивидуальности игрового образа;
  • пятый — этап формирования в игре интегрированного образа человека и его микромира.

Далее было установлено, что мальчики чаще всего проживают образы, относящиеся к третьему этапу, т. е. исследуют в игре социальные роли. Ни один мальчик не дошел до последнего этапа, в отличие от девочек, среди которых таковые были. Но в целом девочки предпочитают образы, относящиеся ко второму и четвертому этапам формирования игровой проекции и идентификации.
 

Влияние сексуальных ощущений в связи с различным строением половых органов на игры детей

Эриксон (Erickson, 1951)... в своем исследовании половых различий в играх детей... обнаружил, что мальчики обычно строят высокие башенки и беспокоятся о том, как бы те не упали, или дороги и туннели, по которым могут двигаться игрушечные автомобили. Девочки же строят более закрытые конструкции, связанные с характерными семейными сценами, которые могут быть разрушены силой извне. Эриксон делает недвусмысленный вывод: «Пространственные особенности этих конструкций соотносятся с морфологией половых органов: у мужчин они направлены вовне, подвержены эрекции, являются источником крайне подвижной спермы; у женщин половые органы направлены вовнутрь, имеют вход снаружи, который ведет к статично ожидающим яичникам» (Erickson, 1951).

Выводы Эриксона были подвергнуты критике, однако недавно Крамер и Хоган (Cramer, Hogan, 1975) подтвердили их, тщательно воспроизведя исходное исследование. Некоторые из выявленных различий могут объясняться социальным научением. Отцы могут поощрять сыновей интересоваться машинами, а матери - поощрять дочерей заниматься домашним хозяйством. Однако вряд ли можно объяснить все различия социоролевыми ожиданиями. Мей (May, 1980) формулирует это так: «Поощряется ли интерес девочек к входам и интерес мальчиков к башням?»

Макклелланд Д., 2007, с. 382.

Выбор игрушек. Имеются сведения (Servin, Bohlin, 1999), что мальчики и девочки уже в возрасте одного года понимают, какие игрушки «подходят» для их пола. По данным Л. Э. Семеновой (2006), младшие школьники проявили четкие различия в выборе игрушек в зависимости от своей половой принадлежности. Девочки, как правило, выбирали кукол, посуду, наборы парикмахера, мягкие игрушки, а мальчики — машинки, конструкторы, оружие. Желания девочек были связаны в основном с бытовыми умениями и художественно-артистической деятельностью, тогда как мальчики стремились овладеть техническими умениями. В то же время и мальчики и девочки выражали желание иметь компьютер.

Ключевые слова: Пол, Дифференциация, Дети, Игра
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Спортивная деятельность мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Биологические механизмы половой дифференциации
...
Значимость общения для мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Представления о будущем супруге у лиц разного пола
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Биологический пол и выбор вида спорта
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Виды игр детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Половые различия в представленности морфологических типов конституции
...
Оставить комментарий