Политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества — это совокупность повседневных взаимодействий и взаимоотношений людей (индивидов, группировок, партий) по поводу активного или пассивного участия в политической системе общества. Кто-то организуется в партии, сколачивает блоки, агитирует с трибуны или через СМИ, кто-то выдвигает себя в депутаты или в президенты, добиваясь поддержки электората, кто-то пассивно наблюдает за событиями по телевизору, изредка или никогда не посещая избирательные участки. Все мы являемся участниками огромного концерта под названием «Борьба за власть и механизмы ее удержания», даже если незаметно пристроились на галерке. Нашими голосами может кто-то воспользоваться, наше неучастие может оказаться кому-то на руку. Кто-то не тот пришел к власти, что-то сделал совсем не то, что мы хотели. Недовольные, мы или пассивно молчим, снова отдавая инициативу не тем, кому нужно, или восстаем против власть имущих, хотя они пробрались наверх благодаря нам, не важно, голосовали или молчали мы в тот момент. Итак, политическая жизнь касается всех нас, даже последнего бомжа. Но все ли мы о ней знаем?

В курсе обществознания для 8—9 классов мы затронули ряд важнейших проблем и понятий, которые помогли приоткрыть занавес над политической кухней и узнать, как формируются партии, из кого они состоят, как проходят выборы и референдумы, как политические партии добиваются власти и т. д. Коротко повторим основные положения и двинемся дальше.

Возможность активного участия в политической жизни общества для граждан зависит от множества условий. Формы правления страной — только одни из них. Немаловажную роль играет политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существует два главных типа политических режимов — демократические и недемократические, каждый из которых внутри себя подразделяется на несколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный законодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических режимов выступает термин парламентский режим. Республика — яркий пример. К недемократическим режимам надо относить такие формы правления, основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. Поэтому другим найменованием для них служит термин авторитарные (единоличные) формы правления.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя она — форма единоличного правления, занимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть короля ограничивалась парламентом. Всем авторитарным режимам присущи такие черты, как отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и университеты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии. Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует также и экономику. Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре, при которой власть в государстве осуществляется недемократическими методами. Она — крайняя форма авторитарного политического режима. Закон государства принимается без согласия народа и против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа.

Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем.
Джордж Бернард Шоу

Термином «тоталитаризм» описываются все формы авторитарного правления, при которых государство контролирует все стороны жизни граждан. Впервые тоталитарные формы правления появились после Первой мировой войны. Они имеют две современные разновидности — социалистическое государство и фашистское. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, политические нравы человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Тоталитарное государство характеризуют следующие черты: аппарат подавления, преследование инакомыслящих, жесткая цензура и отмена свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид против собственного народа, подавление личности, отчуждение от государства.

Гораздо больше возможностей для участия в политической жизни предоставляют гражданам демократические режимы. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа. Как правило, система голосования очень сложная. В большинстве таких обществ выбрана система, которая называется «представительной демократией». Мнение народа выражают люди, победившие в своих избирательных округах. Граждане в демократическом обществе обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.

Идеалы демократического устройства общества воплощены в двух понятиях — гражданского общества и правового государства. Понятие «гражданское общество» многозначно. В науке выделяют два главных значения — гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. Идеал гражданского общества предполагает сообщество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Правовым называется такое государство, где соблюдаются следующие признаки:

  1. господство закона во всех сферах общественной жизни:
  2. связанность законом государства и его органов;
  3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество Принимать участие в политической жизни имеют право только граждане этой страны. Так было с древнейших времен, и на протяжении нескольких тысяч лет малоимущие, рабы, плебеи и женщины боролись за предоставление гражданских прав и свобод. Эта необъявленная война унесла десятки тысяч жизней, тем не менее в современных демократиях, как правило, нет дискриминации по признаку пола, расы, профессии, вероисповедания, национальности. Но остается один — наличие или отсутствие гражданства, получить которое, оказывается, не во всех странах просто. Вот как это происходит в США, куда эмигрируют со всего света миллионы людей.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином. В США, как мы знаем, каждый год приезжает более миллиона иммигрантов. Им предоставляют вначале вид на жительство, и они пользуются почти всеми правами, какими пользуются граждане-американцы: и медицинской страховкой, и пособием по безработице, и различными социальными дотациями, могут получить лицензию и устроиться работать и т. д. Но они лишены одного — избирательного права и права быть избранными на государственные посты. Их называют просто резидентами.

В США иммигранту после получения вида на жительство надо прожить еще несколько лет, чтобы получить право голосовать. Лишь после этого он считается гражданином США. Процесс обретения таких прав именуется натурализацией — принятием лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства (например, в случае долголетнего проживания). Стало быть, до этого момента человек не считается гражданином страны. С момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым правами. Их защищают права, гарантированные конституцией страны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и быть избраны в органы власти.

В некоторых странах местные власти используют обвинение в преступлении как способ избавиться от конкурентов на выборах. Такая ситуация произошла в 1998 г. в Нижнем Новгороде, когда победившего на выборах кандидата соперники обвинили в том, что раньше он находился под следствием. Выборы признали недействительными, а получившего поддержку большинства горожан кандидата отправили за решетку.

Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты в 70—80-е гг., уехавшие из страны), гражданства могут лишить человека помимо его желания (так поступали с советскими политзаключенными, попавшими в 30-е гг. в сталинские лагеря). Лиц, не имеющих гражданства, именуют апатридами (от греч. apatris и apolis — лишенный отечества, лишенный родины), а людей, имеющих двойное гражданство, состоящих одновременно в гражданстве двух или более государств, называют бипатридами (от лат. Ы — двух и греч. patris, родительный падеж patridos — отечество, родина). Человека, лишенного гражданства, изгнанного из страны, называют экспатридом.

США, Канада и Австралия находились в числе тех стран, которые на протяжении XX столетия охотно предоставляли иммигрантам права гражданства, увеличивая тем самым рабочую силу, расширяя сферу производства и услуг, наращивая экономическую мощь. В конце столетия они начали ограничивать выдачу виз, сдерживая нарастающий приток желающих поселиться в процветающей стране. В посольствах ужесточились требования на въезд. Если в период существования СССР американцы принимали к себе всех политических иммигрантов, памятуя о том, что демократическая страна должна предоставлять политическое убежище так называемым узникам совести, то в период его распада и образования Российской Федерации, признавшей главенство демократических принципов, политические критерии перестали действовать. Но остались квалификационно-профессиональные. Это означает, что указанные страны могут принять к себе высококвалифицированных специалистов, в том числе выдающихся художников, артистов, ученых, но не работников малоквалифицированного труда. В результате десятки тысяч специалистов, на обучение которых Россия затратила огромные деньги, бесплатно достались другой стране. Массовый отток ученых назвали «утечкой мозгов».

Развитые европейские страны — Англия, Франция, Германия — после Второй мировой войны поощряли иммиграцию в свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам из Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 70-х гг. случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители стран стали возмущаться своими правительствами, которые поощряют въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Натурализация представляет процесс вступления в гражданство иностранца. Законы о натурализации в разных странах разные. Чаще всего для натурализации требуется проживание в данной стране в течение нескольких лет, намерение жить здесь постоянно, быть не старше какого-то возраста, быть в состоянии зарабатывать себе на жизнь, владеть языком этой страны, быть здоровым и приветливым и доказать на деле, что прежнее гражданство вас уже не интересует. Дети, родившиеся от родителей, проживающих за границей, если хотя бы один из родителей — американский гражданин, являются гражданами США.

В политологии и юридической науке под гражданством понимается также постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Согласно Всеобщей декларации прав человека 194.8 г., международным пактам о правах человека, никто не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека Российской Федерации 1991 г. Закон о гражданстве в России принят в 1991 г. В государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству вместо термина «гражданство» употребляют слово «подданство».

Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании ее главы и высших политических органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает. Кроме формального права участвовать в избирательной кампании, в понятие «гражданство», видимо, следует включить какие-то содержательные признаки, скажем, политическую активность людей. С содержательным критерием гражданства дело обстоит не так просто. В одних странах высока политическая активность граждан, и они с удовольствием участвуют во всевозможных органах власти, учреждениях, фондах, движениях и т. д., а в других она чрезвычайно низка. В таком случае говорят, что между властью и народом возникло отчуждение. Население не верит своему государству, поскольку до того оно много раз его обманывало. В первом случае люди чувствуют себя настоящими гражданами и патриотами, во втором многие из них готовы покинуть родину, но по разным причинам не могут. В первую люди иммигрируют, т. е. въезжают из других стран, из второй они эмигрируют, т. е. уезжают в другие страны.

Знаете ли вы. что
В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Диадохи — это полководцы Македонского, а сегодня бы их назвали олигархами. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели 'мировая монархия» Александра.

Стало быть, в гражданской пассивности виновато в первую очередь государство, ничего не сделавшее для своих граждан. Но и на самих гражданах лежит не меньшая вина, так как они допустили, чтобы с ними обращались подобным образом. В Древней Греции и в США жители активно требовали от государства положенных им прав, свергали зарвавшихся правителей и в конечном итоге добивались демократического порядка, который позже защищали, не щадя своей жизни.

Таким образом, поведение граждан и обращение с ними государства — взаимосвязанные вещи. Каждое из них выступает причиной и следствием другого. В тоталитарном государстве нет или очень низка правовая защита граждан, а граждане отвечают политической пассивностью. Конечно, они могут приходить к избирательным урнам, выходить на субботники или праздничные демонстрации, выполнять множество общественных нагрузок, но делается все это неискренне, из боязни принести себе вред отказом. Такую активность следует назвать внешней, показушной. В большинстве же случаев в тоталитарных или полутота ли тарных государствах активность граждан низка. Это и понятно, поскольку от них мало что зависит в государстве. Их отстранили от управления им, стало быть, и требовать активного участия в принятии управленческих решений также нельзя.

К механизмам участия граждан и их объединений (политических партий, фронтов и движений, общественных движений, фондов и добровольных ассоциаций и др.) в политической жизни общества относят такие политические институты и учреждения, которые обеспечивают представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и исполнительных органах страны. В качестве примера можно назвать избирательное право и голосование, выдвижение кандидатов и баллотирование, организацию политических партий и ассоциаций, институт представительства (народные трибуны в древности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, деятельность СМИ и т. д.

Под избирательным правом понимаются два явления:

  1. совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.;
  2. право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Избирательное право обычно регламентируется конституцией и специальными законами о выборах, определяет порядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, порядок определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений.

Голосование — одна из форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу партии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы:

  1. регистрацию в списке избирателей по месту жительства;
  2. тайное голосование в специальной кабине;
  3. использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;
  4. присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;
  5. подсчет бюллетеней специально созданной комиссией;
  6. официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они могут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большинстве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. избирателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур.

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является институт референдума. Референдум — форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования, одна из форм непосредственной демократии. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира.

В любом государстве политику определяют партии, за которыми стоит большинство населения и которые выражают — через своих функционеров — интересы тех или иных групп, слоев, классов. Они борются за голоса избирателей и в большинстве случаев мирным путем приходят к власти.

Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Она представляет такую политическую организацию, которая выражает интересы социальных групп и объединяет их наиболее активных представителей.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.