Политический конфликт

1. Политический конфликт: содержание, структура и социально-политические функции.

Политика конфликтна по своей сути, и мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (этого сделать практически не возможно), а в умении управлять ими, не допуская их разрушительного воздействия на общество. Современный политический конфликт — это теоретическое и практическое противоборство за власть субъектов политики (доверенных лиц и органов, больших социальных групп), мобилизуемых посредством номинации с целью модифицировать, трансформировать или сохранить социальный порядок.

Всякий политический конфликт обладает широким комплексом признаков, влияющих на его содержание. К наиболее существенным относятся: наличие не менее двух противоборствующих субъектов; несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов; непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Содержание политического конфликта — сложная система взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности его участников (субъектов). В качестве субъектов в конфликте могут выступать: а) социальные группы (слои), классы, нации; б) объединения, формально организованные в социальные (политические, экономические и т. п.), — государство и их коалиции, партии и т. д.; в) неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления и т. д. По степени участия в конфликте они могут быть «основными» и «не основными» («косвенными»). Обязательным элементом содержания политического конфликта является то, по поводу чего происходит столкновение сторон, иными словами — предмет конфликта. Ядром предмета конфликта выступает осознанное субъектами конфликта объективное или мнимое (воображаемое) противоречие политического процесса. Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент содержания политического конфликта — интересы субъектов, которые отражают их отношение к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий в содержании обозначается как цели конфликта.

Особо следует подчеркнуть, что цели выступают своеобразным связующим звеном фактически между всеми элементами содержания конфликта. На практике содержание конфликта сводится к средствам и методам политической борьбы.

Практическое протекание конфликта в современной политологической литературе анализируется через рассмотрение основных стадий (этапов) его развития. Согласно наиболее часто встречающимся точкам зрения, политический конфликт в своем развитии проходит три обязательные стадии: 1) стадию зарождения; 2) стадию фактического применения силы (стадию практических действий); 3) стадию урегулирования конфликта.

2. Технологии государственного предупреждения, урегулирования и разрешения политических конфликтов.

Любой политический конфликт целесообразнее предотвратить, нежели его разрешать. Основными направлениями предотвращения политической конфронтации во внутриполитической жизни являются: а) социальное маневрирование — перераспределение части общественного продукта; б) политическое маневрирование — широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование различных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти; в) политическое манипулирование — целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций; г) создание «образа врага» — перекладывание ответственности за нерешенные актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач; д) интеграция контрэлиты — персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты; е) силовое давление — от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в том числе физического истребления его носителей), до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка, таких как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т. п.

Если конфликт невозможно предотвратить, им необходимо грамотно управлять. Есть два основных подхода к управлению политическими конфликтами: урегулирование конфликта — процесс завершения конфликта, в разрешении противоречия которого принимает участие третья сторона, и разрешение — полное устранение основной причины — социального противоречия, приведшего к конфликту.

Основными методами урегулирования политической конфронтации являются: метод избегания; метод откладывания конфликта; метод социального исключения, уничтожения (подавления) противника. Форма социального исключения — законодательное (юридическое) запрещение.

3. Типы и формы политических кризисов, средства и способы их преодоления.

Для характеристики политических конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политической конфликтологии используется понятие «политический кризис» (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Правительственный кризис выражается в потере правительством авторитета в обществе и среди политический элиты, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами в центре и на местах.

Парламентский кризис проявляется в длительном отсутствии большинства депутатов в парламенте при принятии решений по тем или иным вопросам, что не позволяет выполнять законотворческие функции, или в острой конфронтации равных по силе парламентских фракций по любому вопросу, что приводит к параличу деятельности парламента.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны (конституции), приводящим к ослаблению государственности и возникновению противоречий в социальном и политическом строе государства.

Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам.

Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

В зависимости от особенностей проявления политического конфликта принято выделять пять основных форм политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.
Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате чего резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, в их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Пути преодоления политических кризисов:
• кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления для обеспечения поддержки органов власти населением;
• кризиса участия — ускорение преобразований политической системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совершенствование системы представительства их социальных интересов;
• кризиса идентичности — разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая отвечает потребностям социальной модернизации и способствует устранению предубежденности граждан против чужеродности политической системы;
• кризиса распределения благ — обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение новых методов хозяйствования и принципов распределения материальных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений;
• кризиса проникновения — реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

Главная задача политической конфликтологии — раскрыть содержание конфликта с целью прогнозирования его течения и исхода и управления им. Особое внимание при этом (в современных социально-политических условиях) уделяется применению в ходе политической конфронтации вооруженного насилия.

Источник: 
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014