Подготовка к тренингу

Опыт показывает, что рано или поздно специалисту предстоит попробовать себя в качестве ведущего тренинговой группы. «Классическая схема» подготовки неопытного, начинающего специалиста к такой работе — репродуктивная. В этом случае процесс подготовки опирается на готовую схему или сценарий. В одних случаях начинающим тренером просто воспроизводится то, что было с ним, когда он был участником учебного или настоящего тренинга. В других — происходит то, что соответствует словам известной песни: «Я его слепила из того, что было».

Слабая эффективность или неэффективность и первого и второго способа подготовки будет обусловлена тем, что содержание этой специфической работы всегда непосредственно связано с личностью тренера, уникальностью его личности, с его представлениями о целях и задачах тренинга в данных конкретных условиях и его возможностями реализовать задуманное.

Отсюда вывод — любой тренинг создается под конкретного тренера и им же осуществляется. Мало того, программа и сценарий тренинга создаются под конкретную группу. Поэтому как бы не был молод и неопытен специалист, начинать все равно придется, опираясь на собственные представления об этом и реальные ВОЗМОЖНОСТИ.

Если в целом представить этот процесс, то, как правило, планирование тренинга начинается с определения темы, из которой вытекают конкретные цели и задачи, что, в свою очередь, задает рамки и направление накопления необходимой информации и ее систематизации. Естественно, что при этом мы опираемся на конкретный состав группы, временные границы, определенные заказчиком или выделенные тренером проблемы. Также в соответствии с выделенными целями и задачами идет подбор «инструментария» и «встраивание» конкретных психотехник в создаваемый сценарий.

Процесс организации тренингового конкретного занятия описан во многих источниках. Важно понимать, что там представлен авторский вариант, который всегда неповторим, тем более, когда его пытается воспроизвести другой. Если вам важно опереться на чей-то опыт, то можно начать со знакомства с какой-нибудь авторской программой. В таком случае можно начать с вариантов планирования тренинга, представленных в работах известных тренеров (Бачков И. В., Лидере А. Г., Марасанов Г. И., Мастеров Б. М. и др.). 

Подробнее на важнейших составляющих процесса организации такой работы мы остановимся в следующих подразделах.

Темы: Тренинг
Источник: Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224 с: ил.
Материалы по теме
Социально-психологический тренинг
Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции
Сущность группового психологического тренинга
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Основные методы группового тренинга
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Тренинговые технологии в работе с подростками и юношами «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Программа подросткового конфликтологического тренинга
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Ассертивный тренинг
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Аутогенная тренировка
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Балинтовские группы
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий