Сущность группового психологического тренинга

Мнение ведущих специалистов в этой области сходится к тому, что, когда мы говорим о тренинге, речь идет об эффективном способе, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность в целом и, прежде всего, на те или иные составляющие ее самосознания. В частности, такая позиция представлена В. Т. КондрашвНКО и Д. И. Донским при раскрытии основных этапов работы в Т-группе (КондрашенкВ. Т., Дон-СКОЦД. И., 1993, с. 388).

Привлекательность и активное увлечение и использование тренинга в работе с людьми связаны с рядом его специфических свойств.

В частности, один из известных специалистов в области применения групповых методов работы с людьми Кьелл Рудестам отмечает следующие преимущества данного способа решения психологических проблем:
1) возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;
2) здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;
3) в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;
4) наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
5) группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;
6) группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям (Рудестам К., 1993.).

Несмотря на многообразие конкретных методических подходов к групповому тренингу, можно выделить объединяющую их основную идею: с помощью группы ОШКрышЬновые возможности в развитии личности, открыть и актуализировать ее потенциал. В то же время каждый специалист в данной области акцентирует внимание на том или ином аспекте этой работы. В качестве примера приведем несколько разных точек зрения отечественных специалистов.

1. Один из «пионеров» использования активных методов в обучении, Ю. Н. Емельянов, считает, что «термин "тренинг" должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением. Следуя этому подходу, он предлагает четко отделять учебный аспект от тренировочного в работе группы (Емельянов Ю. П., 1985).
2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. считают, что весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. По их мнению, методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения (Жуков Ю. М., Петровская Л. А, Растянников П. В., 1990).
3. Зайцева Т. В., опираясь на положения культурно-исторической теории П. С. Выготского, пишет о сущности психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Это оружие применяется для освоения нового или изменения старого поведения (Зайцева Т. В., 2002).
4. Специалист по тренингам для подростков А. Г. Лидере обозначает термином «групповая психологическая работа» несколько принципиально разных модусов психологической работы с группой: групповую психотерапию, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг. Анализируя общее и отличное в каждом из них, он использует такие критерии, как цель, принципы отбора участников, основная метафора модуса работы, критерии успешности работы (ЛидерсА. Г., 2001).

Макшанов С. И. рассматривает тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Макшанов С. И., 1997).
5. Ситников А. П. считает, что тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций. Под антропо-техникой он понимает определенную составляющую акмео-логической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Ма-мардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру {Ситников А.П., 1996). 6. Проведенный И. В. Вачковым анализ дал возможность выделить ряд существенных характеристик тренинга. В частности:
• тренинговые группы — это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в разрешении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания); тренинг — метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться.

Общее рабочее определение тренинга здесь выглядит следующим образом.

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (ВачковИ. В., 2000).

Другое видение сущности группового тренинга представлено в работах М. Р. Битяновой. В частности, она выделяет следующие существенные характеристики этого вида работы практического психолога.

Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологический тренинг — форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности (Битянова М. Р., 2004).

Заметим, что упомянутый выше автор разделяет два понятия: психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках учебной деятельности.

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, колледже, вузе) — существенная модификация тренинговой методологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было использовать:
а) для всей учебной группы;
б) в обязательном порядке;
в) в режиме коротких встреч раз в неделю;
г) в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений (Битянова М. Р., 2004).

Заканчивая обзор различных точек зрения на понимание сущности тренинга, обратим внимание на еще одну точку зрения, в которой дается наиболее общее определение данного понятия. Решая проблемы этнической толерантности и, в этом контексте, организации методов и условий работы с тренинговой группой, Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. рассматривают тренинг как специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенной цели (Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., 2004).

Источник: 
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224 с: ил.
Темы: