Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения И т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.

Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области компетентности в общении.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят :
• качественные изменения процессов общения в группе;
• активную позицию участника тренинга;
• ограничение обсуждения -событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);
• персонификацию высказываний;
• намеренную межличностную обратную связь;
• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

В зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например развитие способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового вза!^одействия.

Основные характеристики тренинга
1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.
2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт между участниками.
3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат» во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.
4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.
5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной информации («психологических открытий»).
6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ:
1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;
2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;
3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;
4) личностное общение; цель — помощь в создании «открытого» общения участников тренинга;
5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:
— определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;
— круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;
— упорядочение информации и ее обсуждение;
— обоснование альтернатив и совместная их оценка;
— подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;
— сопоставление целей занятия с полученным результатом;
— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Темы: Тренинг
Источник: Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции
Материалы по теме
Аутогенная тренировка
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Балинтовские группы
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Поведенческий тренинг
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Социально психологический тренинг
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оригинальные и не очень семинары в Санкт-Петербурге
...
Сущность группового психологического тренинга
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Основные методы группового тренинга
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Подготовка к тренингу
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Оставить комментарий